Домой Бизнес-планы Что должны отражать современные принципы менеджмента. Принципы менеджмента

Что должны отражать современные принципы менеджмента. Принципы менеджмента

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

Спецификация теста по дисциплине «Менеджмент»

для специальности

100701 Коммерция (по отраслям)

Владикавказ

2014

1.Назначение теста

Тест, состоящий из 100 заданий позволяет, установить уровень знаний по менеджменту, теоретическим основам управления, методам воздействия на объект менеджмента в организации.

2.Документы, определяющие содержание теста

3. Подходы к отбору содержания теста

4. Структура и содержание теста

Тест включает 100 заданий с указанием правильного ответа из нескольких предложенных.

Распределение заданий в соответствии с содержанием разделов представлено в таблице 1.

Раздел теста

Число

1.Теоретические основы менеджмента

Сущность и характерные черты современного менеджмента

Эволюция менеджмента

Организация как объект менеджмента

Методы управления

2. Функции менеджмента

Планирование в системе менеджмента

Организация взаимодействия

Мотивация как функция менеджмента

Контроль и способы его осуществления

3.Стратегический менеджмент

Миссия и цели организации. Ценности и целы высшего руководства.

Сущность стратегического менеджмента.

Стратегические альтернативы.

4. Связующие процессы в менеджменте

Коммуникации в менеджменте

Принятие управленческих решений

Деловое общение

Руководство: власть и партнерство

5. Система оценивания знаний

Все задания проверяются автоматически (путем сравнения с эталоном).

Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 100 баллов.

На выполнение раздела отводится до трех часов.

6. План теста

План теста по разделам представлен в таблице 2.

Проверяемые элементы содержания

Требования к проверяемому уровню подготовки

Число заданий

Макси-мальный

балл

1.Сущность и характерные черты менеджмента

Сущность менеджмента.

Профессиональный характер деятельности менеджера. Особенности современного менеджмента.

2.Эволюция менеджмента

Знать исторические предпосылки возникновение менеджмента, а также сущность подходов.

3.Организация как объект менеджмента

Знать понятие организации, основные типы структур.

Уметь составлять заданную структуру управления.

Определять факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды.

4.Методы управления

Знать достоинства и недостатки основных методов управления и характер их воздействия.

5.Планирование в системе менеджмента

Знать сущность, задачи, стадии планирования, виды планов.

Уметь реализовывать планы и оценивать успех организации.

6.Организация взаимодействия

Знать организацию деятельности, этапы организации работы.

Уметь делегировать полномочия и ответственность.

7.Мотивация как функция менеджмента.

Знать особенности и критерии концепции мотивации. Уметь применять мотивационные теории в практике управления.

8.Контроль и способы его осуществления.

Знать значение контроля, этапы его разработки.

Уметь организовывать эффективный контроль.

9.Миссия и цели организации.

Знать миссию организации.

Уметь разрабатывать цели и использовать процесс мотивации при выборе стратегии.

10.Сущность стратегического менеджмента.

Знать сущность стратегического менеджмента. Уметь разрабатывать стратегические планы.

11.Стратегические альтернативы

Знать модель стратегического планирования.

Уметь выбирать эффективную стратегию.

12.Коммуникации в менеджменте.

Знать понятие и виды коммуникации, уровни и процесс. Уметь строить схемы трансакций и использовать их в межличностных коммуникациях.

13.Принятие управленческих решений.

Знать виды управленческих решений, процедурограмму и этапы принятия решений.

Уметь использовать полученную информацию для принятия эффективных управленческих решений.

14.Управление конфликтами.

Знать понятие и типы конфликтов.

Уметь управлять конфликтами и стрессами.

15.Руководство: власть и партнерство

Знать виды и источники власти.

Самоменеджмент.

Стили управления.

Уметь использовать в работе различные виды власти.

  1. Менеджмент – это:
  1. управление человеческим коллективом в процессе общественного производства
  2. целенаправленный, осознанный процесс регулирования процессов производства для достижения целей организации
  3. управление производственно-хозяйственными системами: предприятиями, фирмами, компаниями и т.д.
  4. деятельность по подготовке, выработке и реализации управленческих решений
  1. Менеджмент как наука – это:
  1. комплекс знаний о методах и способах управления производством
  2. экономическая наука о способах подготовки, принятия и реализации управленческих решений в сфере производства
  3. система методологических приемов и способов для изучения науки менеджмент
  4. отрасль знаний со специфическим предметом и методами изучения закономерностей
  1. Главное содержание менеджмента – это:
  1. обеспечение эффективной деятельности организации по достижению ее целей
  2. интегрированный процесс выработки решений по использованию ресурсов производственно-хозяйственной системы
  3. организация деятельности аппарата управления производственно-хозяйственной системы
  4. управление производством, кадрами и финансами для достижения поставленных целей
  1. Кто такой менеджер?
  1. профессия, которую может освоить человек, независимо от его психофизических характеристик
  2. человек, прошедший специальную подготовку и добивающийся результата посредством труда других людей
  3. профессионал-организатор, обладающий определенной суммой знаний в сфере управления производством, технологии и экономики
  4. субъект управления, должностное лицо в организации, обладающий знаниями и навыками управления, наделенный полномочиями и ответственностью
  1. Что является основными факторами развития менеджмента?
  1. разделение и кооперация труда, технико-технологический уровень производства
  2. особенности и особый уровень производства, уровень развития науки и технологий
  3. доминирующий способ общественного производства
  4. уровень развития информационно-технического обеспечения производства и оснащенности управленческого труда

6.Что является объектом и субъектом менеджмента?

  1. технические ресурсы
  2. люди
  3. финансовые ресурсы
  4. технологии
  1. Главной задачей менеджера является:
  1. максимизация прибыли
  2. организация труда персонала
  3. получение максимальной отдачи от имеющихся ресурсов
  4. налаживание системы внутрифирменных коммуникаций
  1. Менеджмент и управление – это:
  1. одно и то же
  2. разные, но связанные между собой процессы
  3. взаимосвязанные процессы, в которых менеджмент является особой областью управления
  4. взаимосвязанные процессы, в которых управление является особой областью менеджмента
  1. Использование какой функции менеджмента обеспечивает распределение работников по рабочим местам?
  1. планирование
  2. контроль
  3. организация
  4. мотивация
  1. В какой стране сложились условия, способствовавшие появлению менеджмента?
  1. Аргентине
  2. Бразилии
  3. Польше
  1. Выполненная функция
  2. Решенная задача
  3. Готовая продукция
  1. Что не является продуктом труда менеджера?

Г. Управленческое решение

  1. В системе управления организацией - объект управления - это?
  1. связующая подсистема
  2. управляющая подсистема
  3. финансовая подсистема
  4. управляемая подсистема
  1. В системе управления организацией - субъект управления - это?
  1. управляющая подсистема
  2. управляемая подсистема
  3. связующая подсистема
  4. финансовая подсистема
  1. школа научного управления
  2. школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
  3. административная или классическая школа управления
  1. В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?

Г. школа науки управления или математическая школа управления

  1. Какая из теорий менеджмента больше других опиралась на использовании личного опыта менеджеров?
  1. теория организационной культуры
  2. количественная теория менеджмента
  3. ситуационная теория менеджмента
  4. теория массового обслуживания
  1. Использование ситуационного подхода предполагает прежде всего:
  1. анализ человеческих отношений в группе
  2. систематическое нормирование труда сотрудников
  3. развитие «ситуационного мышления»
  4. все ответы неверны
  1. Процессный подход рассматривает управление как
  1. непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций
  2. взаимодействие работников
  3. определённую ситуацию
  4. совокупность элементов системы
  1. Кто был основоположником административной школы?
  1. Гилбрет
  2. Маслоу
  3. Тейлор
  4. Файоль
  1. Какую задачу преследовала административная школа?
  1. совершенствование управления организаций в целом
  2. повысить эффективность на конкретных рабочих местах
  3. определить лидера в трудовом коллективе
  4. изучить межличностные отношения в коллективе
  1. Какого подхода к менеджменту не существует?
  1. процессный
  2. динамический
  3. ситуационный
  4. системный
  1. Необходимость адаптации к внешней среде – основной принцип:
  1. теории естественного отбора
  2. теории зависимости от ресурсов
  3. теории жизнеспособности структуры
  4. теории конкуренции
  1. Что поступает в организацию из внешней среды?
  1. нормативы
  2. отчетные данные
  3. цели
  4. ресурсы
  1. Что поступает во внешнюю среду из организации?
  1. внутриотраслевые нормативы
  2. информация
  3. ресурсы
  4. отчетные данные
  1. Метод управления – это:
  1. совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый опыт для достижения поставленных организацией целей
  2. существенные, повторяющиеся, объективные взаимосвязи явлений и процессов в хозяйственной деятельности
  3. совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность
  4. область трудовой деятельности
  1. Экономические методы воздействуют на личные интересы работников через:
  1. правильно поставленную критику
  2. заработную плату, премии, штрафы
  3. ценообразование
  4. дисциплину
  1. Социально-психологические методы действуют на основе:
  1. экономических законов и закономерностей развития природы и общества
  2. на основе формирования и развития общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых ценностей
  3. организационных отношений
  4. экономических интересов личности
  1. Кто находится на вершине управленческой пирамиды?
  1. технические исполнители
  2. руководитель
  3. гл. специалисты
  4. зав. цеха
  1. Первым методом мотивации был
  1. теорияВрума
  2. «кнут и пряник»
  3. теория Маслоу
  4. теория справедливости Адамса
  1. Верхним уровнем в пирамиде Маслоу было:
  1. самоутверждение
  2. стремление к контактам
  3. самовыражение
  4. физиологические потребности
  1. Какие 3 вида потребностей выделил Мак Клелланд:
  1. пища, жильё, отдых
  2. авторитет, лидерство, известность
  3. успех, причастность, власть
  4. безопасность, уверенность в будущем, стабильность
  1. Что не является внутренней переменной организации?
  1. структура
  2. цель
  3. люди
  4. законодательство
  1. Какие факторы влияют на внешнюю среду организации?
  1. прямые и косвенные
  2. основные и дополнительные
  3. главные и второстепенные
  4. глобальные и локальные
  1. Организация – это…
  1. 1 человек
  2. 2 человека, деятельность которых координируется для достижений общей цели
  3. 3 человека
  4. 2 человека, которые не рассматривают себя как часть группы
  1. потребность в принадлежности
  2. потребность в безопасности
  3. потребность во власти
  1. Что не входит в пирамиду потребностей А. Маслоу?

Г. потребность в самовыражении.

35. Что является предметом труда объекта управления?

  1. информация
  2. готовая продукция
  3. функция управления

г. управленческое решение

  1. Инновационный менеджмент это:
  1. самостоятельная наука
  2. совокупность методов управления персоналом
  3. совокупность методов и форм управления инновационной деятельностью
  4. фундаментальное исследование
  1. Как могут быть связаны между собой функциональные звенья в организационной структуре управления?
  1. вертикальными связями
  2. горизонтальными связями
  3. функциональными связями
  4. всеми перечисленными связями
  1. Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?
  1. административные и бюрократические
  2. бюрократические и социально-психологические
  3. социально-психологические и демократические
  4. экономические и административные
  1. Какие психологические факторы влияют на работника организации?
  1. непроизводственные
  2. внутренние
  3. производственные
  4. внешние
  1. Какие элементы образуют среду прямого влияния?
  1. развитие техники и технологии
  2. политическая ситуация
  3. конкуренты
  4. законодательные акты
  1. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного менеджмента?
  1. поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации
  2. развитие инновационного менеджмента
  3. максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте
  4. определение функций и принципов эффективного менеджмента
  1. Лидерство в теории менеджмента можно определить как:
  1. условия функционирования организации
  2. способность оказывать влияние на личность и группы людей
  3. размер заработной платы
  4. победу в конфликте
  1. Мотивация – это…
  1. совокупность приемов и способов поведения
  2. совокупность элементов, связанных между собой
  3. побуждение человека или группы людей, у каждого из которых есть свои

собственные потребности к работе по достижению целей

  1. совокупность основных руководящих ориентиров, которым необходимо

следовать в управленческой деятельности

  1. Функция “контроль “ включает в себя:
  1. определение ресурсов
  2. определение и выбор целей организации
  3. отбор, обучение кадров
  4. установление стандартов, сравнение выполненной работы со стандартами
  1. Что не включает в себя функция планирования?
  1. выбор целей и постановку задач планирования
  2. материальное вознаграждение
  3. определение стратегии
  4. определение миссии
  1. Что не относится к факторам внешней среды косвенного воздействия?
  1. технологии и НТП
  2. трудовые ресурсы
  3. состояние экономики
  4. социокультурные политические факторы
  1. «Мозговая атака» относится к управленческим решениям:
  1. коллективным
  2. единоличным
  3. рутинным
  4. стандартным
  1. Интуитивные решения:
  1. это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом
  2. это выбор, сделанный только на основе того, что он правильный
  3. это выбор, сделанный на основе аналитического процесса
  4. это коллективный выбор
  1. Под принятием решения понимается:
  1. способ побуждения людей для достижения определенных целей
  2. процесс формирования альтернатив
  3. процесс обмена информацией между двумя и более субъектами
  4. сознательный выбор действий из имеющихся альтернатив для достижения желаемых результатов
  1. Сколько по времени длится процесс “мозговая атака”:
  1. 30мин
  2. 1,5 часа
  3. 4 часа
  4. 10 часов
  1. Делегирование полномочий можно определить как:
  1. процесс, при котором руководители поручают часть своих прав людям, ответственным перед ним, тем самым, преумножая свою власть
  2. способ побуждения людей для достижения поставленной цели
  3. совокупность работников аппарата управления, которые находятся на одном управленческом уровне
  4. разработка планов на перспективу
  1. Как классифицируются предприятия по отношению к прибыли:
  1. коммерческие и некоммерческие
  2. малые, средние, крупные
  3. малые и коммерческие
  4. общие и частные
  1. Какой орган управления не характерен для акционерного общества:
  1. общее собрание
  2. председатель
  3. наблюдательный совет
  4. генеральный директор
  1. Держатели акций являются:
  1. совладельцами предприятия
  2. членами предприятия
  3. наблюдателями
  4. экспертами
  1. Что выступает связующим звеном всех управленческих функций (планирование, организация, мотивация, контроль):
  1. управленческое решение
  2. коммуникация
  3. экономические методы
  4. оперативное управление
  1. SWOT-анализ не предусматривает выявление и подробное рассмотрение:
  1. конкурентных преимуществ
  2. сильных сторон фирмы
  3. благоприятных возможностей для бизнеса
  4. слабых сторон организации
  1. Процесс принятия решений начинается с:
  1. формулировки миссии предприятия
  2. постановки управленческих целей
  3. выявления проблемы
  4. определения лица, ответственного за приятие решений
  1. Суть делегирования состоит:
  1. в установление приоритетов
  2. передаче властных полномочий вниз и принятии их менеджером низшего звена
  3. передаче ответственности на более низкий уровень управления
  4. в доверии к своим подчиненным
  1. Информационным критерием эффективности межличностной коммуникации является:
  1. удовлетворенность партнеров по коммуникации
  2. доброжелательная атмосфера общения
  3. желание сторон продолжать коммуникации
  4. близость смысла принятого сообщения к смыслу посланного сообщения
  1. Корпоративная культура основана:
  1. на принятых в обществе формах поведения
  2. на правилах, определяемых руководством организации
  3. на разделяемых большинством членов организации убеждениях и ценностях
  4. на особенностях производства
  1. Стресс на рабочем месте требует:
  1. устранения
  2. регулирования
  3. обращения к врачу
  4. смены работы
  1. Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?
  1. экономических
  2. административных
  3. в социально-психологических
  4. правовых
  1. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?
  1. можно
  2. в большинстве случаев
  3. нельзя
  4. в редких случаях
  1. Принцип планирования в современном менеджменте гласит –
  1. от нормативного управления к рациональному управлению
  2. от будущего к настоящему
  3. от управления финансами к управлению сбытом
  4. от прошлого к будущему
  1. Социально-психологические методы менеджмента способствуют формированию в организации:
  1. инфраструктуры
  2. иерархических отношений
  3. морально-психологического климата
  4. административного принуждения
  1. Творчество менеджеров в процессе управления реализуется с помощью:
  1. внедрения эффективной системы премирования
  2. функций менеджмента
  3. диагностики проблемы
  4. повышения качества продукции
  1. Назовите наиболее важную черту современной модели менеджмента:
  1. всеобъемлющая компьютеризация процесса управления
  2. возрастание требований к кадровому обеспечению менеджмента
  3. быстрое изменение организационных форм производства и управления ими
  4. изменение отношений между менеджментом предприятия и персоналом
  1. Является ли управление производительным трудом?
  1. да, т.к. управление создает новую стоимость
  2. нет, это всего лишь надзор и контроль
  3. нет, это всего лишь результат противоречия между наемным трудом и собственником средств производства
  4. да, поскольку это вид деятельности неизбежен при высоком уровне специализации производства и призван обеспечить целостность всего трудового организма
  1. Что нельзя отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?
  1. нормы и нормативы
  2. регламенты
  3. системы материального стимулирования
  4. приказы и распоряжения
  1. Что нельзя отнести к инструментам экономических методов менеджмента?
  1. планы
  2. приказы
  3. директивные показатели
  4. экономические рычаги воздействия
  1. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха?
  1. люди-продукция-прибыль
  2. прибыль-люди-продукция
  3. продукция-прибыль-люди
  4. люди-прибыль-продукция
  1. Устойчивое финансовое состояние организации основывается на:
  1. платежеспособности
  2. доходности
  3. оборачиваемости активов
  4. рентабельности производства.
  1. Основными компонентами модели коммуникации являются:
  1. объект, субъект, взаимодействие
  2. источник, сообщение, канал, получатель
  3. объект, субъект, влияние, обратная связь
  4. внешняя среда, внутренняя среда, взаимодействие
  1. Осознание человеком побуждения к деятельности называется:
  1. мотивом
  2. потребностью
  3. мотивацией
  4. восприятием
  1. Осознанная необходимость в чем-либо называется:
  1. потребностью
  2. мотивацией
  3. восприятием
  4. установкой
  1. Процесс побуждения себя и других к деятельности называется:
  1. мотивацией
  2. коммуникацией
  3. установкой
  4. управлением
  1. Различия между национальными системами управления определяет:
  1. религия
  2. закон
  3. менталитет
  4. традиция
  1. В процессе межличностного общения менеджер использует язык:
  1. официальный и просторечный
  2. жестов и мимики
  3. вербальный и невербальный
  4. деловой и общепринятый
  1. Современный менеджмент рассматривает конфликт как:
  1. следствие плохого характера сотрудников
  2. инструмент для организационных изменений
  3. необходимость смены руководителя
  4. зло, которое нельзя допускать в организации
  1. Современная теория считает, что создать организацию с идеально сложенными процессами коммуникации:
  1. возможно, но на практике встречается редко
  2. возможно только с помощью менеджеров
  3. возможно, но требует больших управленческих усилий
  4. невозможно
  1. Правильный менеджмент в проблеме коммуникации состоит в необходимости сознательно:
  1. активизировать процессы коммуникации в организации
  2. упорядочить процессы коммуникации
  3. сделать все процессы коммуникации эффективными
  4. снижать частоту случаев неэффективной коммуникации
  1. Контроль в менеджменте является функцией:
  1. независимой
  2. парной
  3. универсальной
  4. специфической
  1. Вознаграждение принято делить на:
  1. внутреннее и внешнее
  2. официальное и неофициальное
  3. текущее и ожидаемое
  4. материальное и моральное
  1. Наука «менеджмент» возникла в условиях:
  1. становления крупного бизнеса
  2. краха эпохи «свободного предпринимательства»
  3. перехода к фабричному производству
  4. роста активности трудящихся
  1. Из чего состоит механизм менеджмента?
  1. внутрифирменное управление, управление производством
  2. управление персоналом, управление производством
  3. внутрифирменное управление, управление персоналом
  4. все перечисленное
  1. Конечной целью менеджмента является:
  1. развитие технико-экономической базы
  2. обеспечение прибыльности фирмы
  3. рациональная организация производства
  4. повышение квалификации и творческой активности работника
  1. Определите принципы, лежащие в основе менеджмента:
  1. единоначалие, мотивация, лидерство, обратная связь
  2. научность, ответственность, правильный выбор и расстановка кадров
  3. экономичность, обратная связь, управление персоналом
  4. все перечисленное
  1. Из каких составляющих складывается менеджмент?
  1. стратегическое управление, контроль
  2. оперативное управление
  3. контроль и оперативное управление
  4. все перечисленное
  1. К организационным документам не относятся:
  1. штаты учреждений
  2. порядок и правила деятельности
  3. уставы учреждений
  4. объявления о начале распродаж
  1. Одной из основных функций менеджмента является:
  1. наблюдение за ходом производства
  2. методическое обеспечение принятия решения
  3. планирование
  4. издание приказов и распоряжений
  1. Цели – это:
  1. то, что нужно осуществить
  2. выполнение функций менеджмента
  3. миссия организации
  4. направление деятельности
  1. Среди приведенных ниже утверждений одно является неверным. Назовите его.
  1. управление возникло задолго до появления менеджмента
  2. основной функцией менеджмента является координация
  3. менеджер всегда выполняет управленческие функции
  4. менеджер может явиться одновременно собственником предприятия
  1. Важным принципом использования ресурсов сети Интернет в менеджменте является:
  1. стоимость информационных услуг
  2. секретность информации
  3. широкий диапазон видов предоставления информации
  4. поиск возможных управленческих проблем

94.Ключевой компетенцией менеджера является:

  1. объединение людей
  2. постановка целей и задач
  3. формирование организационной структуры
  4. осуществление контроля

95.Индивид, влияющий на поведение членов группы посредством своих личностных качеств, называется:

  1. лидером
  2. менеджером
  3. субъектом
  4. универсумом

96. Одна из моделей российского менеджмента – менеджмент здравого смысла – это:

  1. менеджмент малого и среднего бизнеса
  2. управления корпорациями
  3. оффшорный бизнес
  4. международный маркетинг

97. Критерием эффективности менеджмента в организации НЕ является:

  1. соотношение прибыли и затрат на управление
  2. технико-экономические показатели
  3. степень удовлетворенности сотрудников в результатах своей деятельности
  4. уровень заработной платы руководителя организации

98. Какая модель менеджмента Вам известна?

  1. японская модель
  2. швейцарская модель
  3. китайская модель
  4. норвежская модель

99. Три стадии менеджмента как процесса:

  1. экономическая, социальная, техническая
  2. наука, искусство, практика

    2

    а

    27

    б

    52

    а

    77

    в

    3

    а

    28

    в

    53

    б

    78

    в

    4

    г

    29

    в

    54

    а

    79

    б

    5

    г

    30

    в

    55

    а

    80

    г

    6

    б

    31

    г

    56

    а

    81

    г

    7

    в

    32

    а

    57

    б

    82

    б

    8

    в

    33

    б

    58

    в

    83

    г

    9

    в

    34

    в

    59

    г

    84

    а

    10

    г

    35

    б

    60

    в

    85

    г

    11

    в

    36

    в

    61

    б

    86

    б

    12

    г

    37

    б

    62

    в

    87

    г

    13

    а

    38

    а

    63

    б

    88

    г

    14

    г

    39

    г

    64

    в

    89

    г

    15

    в

    40

    б

    65

    в

    90

    в

    16

    в

    41

    в

    66

    в

    91

    а

    17

    а

    42

    б

    67

    б

    92

    в

    18

    г

    43

    в

    68

    г

    93

    б

    19

    а

    44

    г

    69

    в

    94

    а

    20

    б

    45

    б

    70

    б

    95

    а

    21

    а

    46

    б

    71

    а

    96

    а

    22

    г

    47

    а

    72

    а

    97

    г

    23

    г

    48

    б

    73

    б

    98

    а

    24

    а

    49

    г

    74

    а

    99

    г

    25

    б

    50

    б

    75

    а

    100

    2. Кто стоял у истоков школы научного управления?

    a. А. Файоль;

    b. Д. Гетти;

    c. М. Фоллетт;

    d. Э. Мейо.

    e. Ф. Тейлор;

    3. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

    a. школы научного управления;

    b. классической или административной школы;

    c. школы науки управления и количественный подход;

    d. школы поведенческих наук.

    e. школы человеческих отношений;

    4. Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и

    имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

    a. эдхократический;

    b. иерархический;

    e. механистический;

    5. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций

    менеджмента?

    a. М. Фоллетт;

    b. А. Файоля;

    c. Д. Гетти;

    d. Ф. Тейлора;

    6. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

    a. выживание;

    b. сокращение производства.

    c. приумножение прибыли;

    7. Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

    a. разукрупнение организаций;

    b. снижение значимости иерархий;

    c. ускорение в развитии организаций.

    d. снижение организованности;

    8. К чему следует отнести потребителей продукции?

    a. к факторам непосредственного окружения организации;

    b. к факторам общего внешнего окружения организации.

    c. к факторам внутренней среды организации;

    9. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -

    единоначалие?

    a. школы человеческих отношений.

    b. школы научного управления;

    c. классической или административной школы;

    d. школы науки управления или количественный подход;

    e. школы поведенческих наук;

    10. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

    a. все уровни.

    b. низовой;

    c. высший;

    d. средний;

    11. Представители какой научной школы ратовали за по¬вышение заботы руководителей и подчиненных?

    a. административной школы;

    b. школы науки управления или количественный подход.

    c. школы поведенческих наук;

    d. школы человеческих отношений;

    e. школы научного управления;

    12. Какое государство является родиной менеджмента?

    a. Германия.

    b. Франция;

    d. Россия;

    e. Англия;

    13. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

    a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

    b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

    c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

    14. Менеджмент-это:

    a. наука, практика и искусство;

    b. наука и искусство;

    c. практика и управление.

    15. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

    a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

    b. формальную и неформальную;

    c. нормативную и маркетинговую;

    d. административную и производственную;

    16. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

    a. Э. Мейо.

    b. Ф. Тейлор;

    c. М. Фоллетт;

    d. А. Файоль;

    e. Д. Гетти;

    17. Когда менеджмент выделился в самостоятельную об¬ласть знаний?

    a. в средние века.

    b. в середине XX в. ;

    c. в XVIII в. ;

    e. на рубеже XIX и XX вв. ;

    18. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

    d. четыре;

    19. Что такое менеджмент?

    a. главный принцип управления;

    b. теория и практика управления;

    c. исключительно теория управления;

    d. исключительно практика управления.

    20. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

    a. А.Маслоу.

    c. М.П.Фоллет;

    d. Э.Мэйо;

    21. Какое из утверждений, верно характеризует понятие менеджмент:

    a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

    b. менеджмент - это государственное управление;

    c. менеджмент - это общественное управление;

    d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

    22. Какими методами управления характеризуется период

    a. анархическими;

    b. административно-командными;

    c. бюрократическими;

    d. «военного коммунизма»?

    23. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

    a. административный, производственный, финансовый;

    b. предварительный, функциональный, стоимостной;

    c. формальный и неформальный.

    d. промежуточный и конечный;

    24. Каковы основные составляющие "организаторских способностей"?

    a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

    b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

    c. лидерство, способность вести за собой;

    d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

    25. Что включает в себя система управления в элементар¬ном виде?

    a. принципы, методы и функции управления;

    b. субъект, объект управления и связи;

    c. совокупность объектов управления.

    d. совокупность органов управления;

    26. Что изучают при фотографии рабочего дня?

    a. потери рабочего времени;

    b. способы выполнения задач.

    c. методы работы руководителя;

    d. структуру затрат времени;

    27. Какого метода менеджмента не существует:

    a. материального и административного;

    b. социально психологического и экономического;

    c. либерального и морального.

    28. Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

    a. трудовые нормативы;

    b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

    c. финансирование и кредитование;

    d. внутрифирменного планирования;

    e. экономического стимулирования;

    29. Какие методы управления направлены на организацию процесса производства и

    управления и основываются на правовом обеспечении управления:

    a. организационно- распорядительные;

    b. экономические;

    c. социально- психологические.

    30. Что означает профессионализм менеджера?

    a. знание технологии отрасли;

    b. опыт практической работы в отрасли;

    c. работу на постоянной профессиональной основе.

    d. управленческую подготовку;

    31. Основные формы воздействия на коллектив:

    a. убеждение, как метод воспитания и формирования личности;

    b. повышение и активизация творческой инициативы членов коллектива;

    c. установление в коллективе благоприятного морального климата;

    d. использование критики и самокритики.

    e. планирование социального развития коллектива;

    f. развитие и сохранение различных методов, традиций и ритуалов, сформировавшихся внутри коллектива;

    32. Какая функция находится в центре круга самоменеджмента?

    a. постановка целей;

    b. планирование;

    c. самоконтроль;

    d. работа с информацией.

    e. организация трудового процесса;

    33. Кем прежде всего должен быть менеджер?

    a. экономистом.

    b. специалистом данной отрасли;

    c. специалистом по управлению;

    d. социологом;

    e. психологом;

    34. На чем основываются административные методы уп¬равления?

    a. на штрафных санкциях.

    b. на законодательных и нормативных актах;

    c. на экономических интересах объектов управления;

    d. на воздействии на социально-бытовые условия работа¬ющих;

    35. Каковы общие методы управления?

    a. воспроизводственные и маркетинговые;

    b. законодательные и нормативные.

    c. административные, экономические и социально-психо логические;

    d. сетевые и балансовые;

    36. Что такое самоменеджмент?

    a. организация личной работы руководителя;

    b. способность и возможность системы планировать и организовывать свою деятельность;

    c. самостоятельность в деятельности менеджера.

    37. На чем основываются социально-психологические ме¬тоды управления?

    a. на воздействии на сознание и социальные условия.

    b. на морально-психологическом климате;

    c. на законодательных и нормативных актах;

    d. на материальном интересе работников;

    38. Кто впервые ввел понятие «принципы менеджмента»:

    a. А. Маслоу;

    b. А. Файоль;

    c. П. Гетти

    d. Ф. Тейлор;

    e. М. Фоллетт;

    39. Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?

    a. балансовые;

    b. социально-психологические;

    c. экономические;

    d. сетевые.

    e. административные;

    40. Что такое методы управления?

    a. основные правила управления;

    b. управленческие законы;

    c. закономерности управления;

    d. способы воздействия субъекта на объект;

    e. методы работы менеджеров.

    41. Какое утверждение правомерно для лидера?

    a. он организует работу;

    b. он просто существует;

    c. он ведет за собой;

    d. он управляет.

    e. он командует;

    42. Главные цели применения социально-психологических методов:

    a. организационное регламентирование, нормирование и организационно- методическое инструктирование;

    b. повышение продуктивности и качество работы;

    c. формирование положительного социально-психологического климата в коллективе.

    d. использование принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;

    e. применение социально-психологических методов;

    43. На чем основывается научная организация труда?

    a. на использовании опыта других менеджеров;

    b. на четком разделении труда.

    c. на использовании исследований и передового опыта;

    d. на строгом соблюдении дисциплины, регламента;

    44. Какие действия соответствуют стилю руководства «приказание»:

    a. постановка задачи;

    b. разъяснение выполнения;

    c. контроль.

    45. Совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом и осознающих свою принадлежность к данной совокупности, является:

    a. организацией;

    b. группой;

    c. неформальной группой.

    46. При работе с неформальной группой следует:

    a. использовать только социально-психологичес¬кий метод.

    b. наиболее часто использовать административный метод;

    c. сочетать различные методы управления;

    47. Комитет является возможным типом:

    a. неформальной организации;

    b. такой формы организации работы не существует.

    c. формальной организации;

    48. Какой стиль лучше применить в творческих, научных коллективах с высокой мотивацией

    к работе при хорошо отлаженном производственном процессе?

    a. либеральный или пассивный;

    b. жесткого администрирования;

    c. демократический;

    49. Неформальный лидер может оказывать:

    a. отрицательное влияние на своих коллег;

    b. как положительное, так и отрицательное влияние на своих коллег.

    c. положительное влияние па коллег;

    a. невмешательством руководства в процесс принятия решений;

    b. разделением власти и участием работников в управлении;

    c. высокой степенью единоличной власти руководителя.

    51. Члены неформальной организации:

    a. удовлетворяют свои потребности в общении, вза¬имопомощи, принадлежности;

    b. пользуются поддержкой руководства.

    c. являются ее заложниками;

    52. Слабая степень эмоциональной близости, ориентация на деловые качества

    характеризует:

    a. формальную организацию;

    b. неформальную организацию.

    c. любую организацию;

    53. Что такое процесс управления?

    a. последовательная деятельность менеджера;

    b. совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций;

    c. совокупность принципов и методов управления.

    54. Для того, чтобы использовать власть, основанную на вознаграждении следует:

    a. располагать определенными ресурсами.

    c. иметь отлаженную систему мотивации;

    55. Стиль руководства – это:

    a. система разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчинённым;

    b. порядок введения изменений в работу организации.

    c. наиболее привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации;

    56. Какая существует норма управляемости для руководителей высшего уровня?

    a. семь человек.

    b. десять человек;

    c. пятнадцать человек;

    d. пять человек;

    e. три человека;

    57. Что такое функция управления?

    a. управленческая деятельность;

    b. должностная обязанность менеджера.

    c. обособленный вид управленческой деятельности;

    58. Как следует ставить перед подчиненными задачи в случае единоличного принятия решений:

    a. цели следует определять совместно с сотрудниками;

    b. задачи должны быть поставлены в соответствии с функциональным направлением исполнителей.

    c. надо ставить частичные задачи;

    59. Основные причины вступления в формальные группы:

    a. взаимопомощь, общие интересы, увлечения;

    b. получение кредита на льготных условиях.

    c. вознаграждение, заработная плата, престиж;

    60. В процессе работы предприятия формальные и неформальные группы:

    a. соперничают;

    b. противостоят, конфликтуют друг с другом;

    c. взаимодействуют друг с другом.

    61. Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу, является:

    b. формальным лидером;

    c. неформальным лидером;

    62. Что такое субъект управления?

    a. орган, воспринимающий управленческие воздействия человека.

    b. любой орган в системе управления;

    c. орган, осуществляющий управленческие воздействия;

    63. Существование неформальной организации:

    a. показатель слабости руководителя;

    b. естественное явление для организации.

    c. результат умелого руководства;

    64. В процессе мотивации членов неформальной группы следует:

    a. использовать те же методы и стратегию моти¬вации, что и относительно других работников;

    b. установить, какие потребности они испытывают;

    c. улучшить им условия труда.

    65. Спонтанно возникающие группы людей, кото¬рые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели, называются:

    a. формальной организацией;

    b. неформальной организацией;

    c. сложной организацией.

    66. В каких из перечисленных ниже случаях следует применить либеральный или пассивный стиль руководства?

    a. сотрудники имеют различный уровень образования;

    b. сотрудники имеют приблизительно одинаковый уровень образования.

    c. либеральный или пассивный стиль руководства?

    d. в армии;

    e. сотрудники имеют различный интеллектуальный уровень;

    f. начальная стадия формирования коллектива;

    67. Если в фирме существует неформальная орга¬низация;

    a. следует выявить ее лидера и перевести его в другое подразделение.

    b. следует сотрудничать с ней;

    c. следует наделить ее членов большей ответствен¬ностью;

    68. Неформальная организация представляет собой:

    a. объединение недобросовестных работников;

    b. объединение работников на основе общих инте¬ресов, убеждений.

    c. объединение работников, недовольных услови¬ями труда, размером заработной платы;

    69. Для того, чтобы использовать власть, основанную на вознаграждении следует:

    a. иметь отлаженную систему мотивации;

    b. иметь систему жесткого контроля;

    c. располагать определенными ресурсами.

    70. Систематическая подготовка принятия решения о целях, средствах и действиях путём целенаправленной сравнительной оценки различных действий в ожидаемых условиях, называется:

    71. Какая функция управления обеспечивает согласование взаимодействие всех остальных?

    d. координация;

    72. Какова роль координации в процессе управления?

    c. обеспечивать взаимодействие и согласованность звеньев;

    73. Какой тип оргструктуры имеют многие малые приятия?

    a. линейный;

    74. Какая оргструктура позволяет наилучшим образом учитывать особенности производимых или реализуемых товаров?

    d. продуктовая.

    75. В чем состоит основное отличие линейно-штабной организационной структуры управления организацией от линейно-функциональной?

    c. в полномочиях функциональных подразделений;

    76. Теория ожидания В. Врума включает следующие переменные:

    a. валентность;

    77. Какой из указанных факторов оказывает наибольшее влияние на нормы управляемости руководителей низового уровня?

    a. масштабы деятельности предприятия;

    78. Какие существуют типы дивизиональных оргструктур?

    b. потребительские, региональные и продуктовые.

    79. Назовите первую функцию процесса управления?

    c. планирование;

    80. Главным фактором, определяющим эффективность мотивации, является:

    d. учёт потребностей человека;

    81. Какой основной недостаток имеют региональные орг¬структуры?

    a. большая численность аппарата управления;

    82. Назовите недостатки матричной организационной структуры:

    b. присутствие «духа» нездорового соперничества между руководителями;

    83. Какие основные требования - критерии входят в систему контроля:

    a. эффективность контроля;

    84. В дивизионной структуре деление организации на элементы и блоки происходит:

    b. по видам товаров и услуг;

    85. Какой основной недостаток характерен для линейно - функциональных организационных структур управления пи предприятиями?

    a. отсутствие единства действия;

    86. Каково основное свойство предприятия, имеющего органический тип управления?

    d. гибкость;

    87. Назовите недостатки линейной организационной структуры:

    b. концентрация власти в управляющей верхушке;

    88. В иерархию потребностей по Маслоу включаются:

    b. потребности в безопасности;

    89. Каковы основные содержательные теории мотивации?

    c. А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда;

    90. Кто является создателем «теории ожидания»?

    c. В. Врум.

    91. Какие функции управления называют общими?

    c. планирование, организация, мотивация, контроль координация;

    92. Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?

    c. самовыражения;

    93. Назовите преимущества функциональной организационной структуры:

    c. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;

    94. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

    c. ожидания, справедливости, Портера-Лоурера;

    95. Контроль- дорогое удовольствие, поэтому стоит:

    b. осуществлять его в случае необходимости.

    96. В какой организационной структуре функциональные подразделения лишены властных полномочий?

    a. в линейно-штабной;

    97. Какие организационные формы предприятий наиболее распространены в рыночной экономике?

    d. общества с ограниченной ответственностью;

    98. На каких потребностях основывается «теория потребностей Мак-Клелланда»?

    b. власти;

    99. Какой уровень управления комбинированной организа¬ционной структуры отражает особенности конкретной орга¬низации?

    d. средний;

    100. К микробарьерам успешной коммуникации относят:

    b. возрастание роли иностранных слов.

    101. На каком уровне находится высшее руководство на схеме предпринимательской организации?

    c. на низовом;

    102. Что такое коммуникационные сети?

    b. соединение участников коммуникационного процесса;

    103. Какая современная организация основана на участии работников в управлении?

    e. партисипативная;

    104. Какая из перечисленных коммуникационных сетей характеризуется наибольшей централизацией власти?

    b. "колесо";

    105. В функцию контроля не входят:

    b. разработка стандартов (эталонов);

    106. Поведение, ориентированное на контроль:

    b. означает, что работники поддерживают работу в тех областях, где проводятся измерения, и снижают усилия там, где контроля нет;

    107. На что больше всего времени тратит современный менеджер:

    115. Какой документ подлежит анализу на стадии предварительного контроля финансовых ресурсов организации является:

    b. балансовый отчёт;

    116. Делегирование полномочий- это:

    a. передача полномочий;

    117. При осуществлении контроля над деятельностью подчинённых наиболее рациональным поведением подчинённого является:

    c. поведение, ориентированное на контроль

    118. Коммуникационный процесс состоит из следующих элементов:

    c. отправитель, сообщение, канал, получатель, обратная связь;

    119. К макробарьерам успешной коммуникации относят:

    a. перегрузку информационных каналов и искажение информации;

    120. Без чего невозможны коммуникации:

    a. обратной связи;

    121. Какое основное правило менеджера в коммуникациях:

    d. уметь слышать;

    122. Эффективный контроль- это контроль, который:

    b. результаты от контроля превышают затраты на него;

    123. Укажите источники организационной эффективности:

    c. выбор стратегии;

    124. Каковы основные условия рациональной организации управленческих процессов?

    d. распределение ответственности, полномочий;

    c. пропорциональность, непрерывность, параллельность;

    125. Метод «мозговой атаки» представляет собой:

    c. способ принятия решения, при котором высказываются различные идеи, затем каждая обсуждается в группе экспертов;

    126. Какое место занимает риск в деятельности менеджера:

    c. риск- это нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределённости;

    127. Если анализируется стоимость информации, то каково направление такого анализа:

    d. экономическое.

    128. Стресс является результатом:

    a. различных точек зрения у двух людей;

    b. отрицательных и положительных событий в личной жизни;

    129. К какой информации относится размер (норматив) налога на прибыль:

    a. вторичной;

    130. Распространение слухов в организации является:

    a. результатом недостаточной информации относительно происходящих событий;

    131. Что не относится к преградам на путях обмена информацией в организациях:

    a. форма оплаты труда;

    132. Какие действия могут вызвать экономический эффект:

    b. определение приоритетов в работе;

    133. Выберете несуществующий принцип принятия управленческого решения:

    a. принцип меньшинства.

    134. Укажите источники групповой эффективности:

    135. Какие способы сокращения объёма информации существуют в управлении:

    c. кодирование;

    d. мнемотехника;

    136. Какую информацию называют невербальной?

    e. бессловесную;

    137. Что такое документооборот:

    c. количество документов, поступающих от отправителя к потребителю, в единицу времени (год, квартал, месяц);

    138. Метод «ринги» предполагает, что:

    c. решения принимаются через процедуру согласования на различных уровнях управления.

    139. Источником информации может быть:

    b. индивид, группа индивидов, организация.

    140. Если проблему обсуждают специалисты, а решение формулируется руководителем, который несёт за него ответственность, то это следующая форма принятия решения:

    c. коллегиальное;

    141. Науке известны следующие виды конфликтов:

    a. организационный, производственный, межличностный, внутриличностный.

    142. «Вербальная информация» - это:

    143. Наилучший эффект принятия важных управленческих решений даёт:

    a. сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера, использование современных технологий принятия управленческих решений;

    144. Тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию,- это:

    b. психологический дисбаланс личности;

    145. Работников одного уровня, но из разных отделов включает в себя:

    c. горизонтальная группа;

    146. Улучшение условий труда и быта работников предприятия характеризует эффективность менеджмента:

    a. социальную;

    147. Факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткий срок, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами отражает эффективность управления:

    d. социальную;

    148. Какой вид эффекта может вызвать выявление и использование у подчинённых мотивов к работе:

    b. социально- экономический;

    149. Моделирование как метод решения управленческих проблем стоит использовать:

    b. при принятии как концептуальных, так и исполнительских решений.

    150. Что такое информация с точки зрения менеджмента:

    b. объём экономических данных в символах;

    151. Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?

    b. признание проблемы;

    152. Решения, определяющие принципиальные аспекты развития организации, называются:

    b. концептуальными;

    Слово "принцип" происходит от латинского слова "principium" , что означает основа, начало. В принципах объединяются все открытые современной наукой закономерности и законы, а также практический опыт.

    Принципы управлени я в самом общем виде можно трактовать как нормы, закономерности и правила, изначальные в отношении процесса управления, сформированные на основании уровня развития и сущности общества и его производительных сил, выполнение которых (закономерностей, правил и норм) будет способствовать решению задач и выполнению поставленных перед обществом целей.

    Принципы управления – это руководящие правила, которые определяют базовые требования к структуре, организации и системе управления. Принципы управления так же как и закономерности разделяются на общие и частные .

    Общие принципы управления

    Общие принципы управления отличаются тем, что им свойственен универсальный характер и они влияют на все отрасли управления и на все сферы народного хозяйства.

    К общим принципам управления относят:

    • ответственность;
    • иерархичность;
    • дисциплину;
    • компетентность;
    • стимулирование;
    • целенаправленность;
    • централизацию и децентрализацию управления.

    Принцип целенаправленности базируется на программно-целевом управлении и предполагает постановку четких целей перед каждой организацией и каждым из ее подразделений. При этом, цель должна быть определенной предельно конкретно, реальной и достижимой, что мобилизует усилия сотрудников на ее выполнение и придает работе более здравый смысл.

    Принцип целенаправленности подразумевает не только постановку целей, но и соотнесение данных целей с нужными ресурсами. При этом, важным является не только обеспечение увязки целей с главными ресурсами, которые необходимы для их выполнения, но и акцентирование внимания на самом слабом элементе, которое может стать причиной невыполнения целей.

    Принцип ответственности предполагает наказание членов предприятия за невыполнение порученных задач или функций. При этом, необходимо, чтобы ответственность была равна полномочиям, по мере увеличения полномочий должна возрастать мера наказания. Этот принцип, к сожалению, далеко не всегда выполним в практике менеджмента (особенно на высших уровнях иерархии), что приводит к некомпетентному управлению, необдуманным решениям, злоупотреблению властью, а все это нередко, в конечном счете, является причиной гибели предприятий.

    Принцип компетентности заключается в знании руководителем объекта управления либо, по крайней мере, его способностей воспринимать консультацию компетентных специалистов при принятии решений. Принцип компетентности взаимосвязан с горизонтальным разделением труда по функциям.

    В современных условиях возрастание популярности деятельности в сфере торговли и рост числа лиц, которые не имеют специальной подготовки, но фактически работающих в торговле, а также рост количества случаев реализации недоброкачественных товаров населению ставят на первый план проблемы лицензирования торговой деятельности и в целях обеспечения необходимого уровня компетенций специального обучения сотрудников, получающих лицензии.

    Неотъемлемым принципом управления выступает дисциплина , которая должна присутствовать в каждой системе управления на каждом уровне. Дисциплина представляет собой безусловное выполнение всех инструкций, должностных обязанностей, приказов указаний руководителя и других директивных документов. В значительной мере уровень дисциплины определяет культуру управления. В отношении, например торговли, роль данного принципа очень велика, так как специфика данной отрасли сказывается на повышенных требованиях не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине, и самодисциплине всех сотрудников от продавца до менеджера. Дисциплина вместе с тем не должна стеснять инициативу сотрудников и оставлять место для творческого отношения к своей работе.

    Принцип стимулирования прежде всего подразумевает мотивацию трудовой деятельности на основании применения моральных и материальных стимулов. Материальное стимулирование основывается на личной экономической заинтересованности сотрудника в результатах труда, а моральное – базируется на психологическом воздействии на сотрудников. Побудительными мотивами могут быть различные духовные потребности сотрудников: потребности в успехе, причастности, принадлежности, и т.д.

    Соответственно, содержание принципа стимулирования было бы неверно сводить лишь к оплате труда, как это зачастую существует на практике. Стимулирование сотрудников также предполагает использование и моральных мотиваций и стимулов, и также справедливое отношение к сотрудникам.

    Принцип иерархичности базируется на вертикальном разделении управленческого труда, а именно: выделении уровней управления и подчинении низших уровней высшим уровням управления. Данный принцип учитывают при составлении организационных структур управления и при расстановке кадров, построении аппарата управления.

    Принцип централизации и децентрализации устанавливает рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении, что подразумевает необходимость эффективного использования коллегиальности и единоначалия.

    Централизованное управление: понятие, признаки, преимущества и недостатки

    Централизованное управление – это процесс, при котором управляющие сигналы и глобальные команды создаются в едином центре управления и из него передаются многочисленным объектам управления. Данная форма организации управления используется чаще всего небольшими организациями, которые выпускают один вид продукта либо продукцию лишь одной отрасли, технологический процесс изготовления которой тесно взаимосвязан с организациями, которые преимущественно работают в добывающих отраслях промышленности и ориентируются на национальный или местный рынок.

    Признаки централизованной формы управления:

    • исследовательские отделы располагаются в центральном аппарате головной компании;
    • функциональные подразделения являются более важными, чем производственные отделения;
    • функциональные подразделения центрального аппарата головной компании выполняют функциональный контроль над отделениями по продуктам, производственным предприятиям и сбытовым подразделениям;
    • большое число функциональных отделов (служб).

    Уровень централизации тем ниже, чем больше решений, незамедлительно выполняемых и узких, специального характера, принимаемые на рабочих местах непосредственно. Централизации характерно отсутствие передачи полномочий, что становится причиной снижения оперативности в процессе принятия решений.

    Преимущества централизованного управления:

    • более эффективное использование производственных площадей, оборудования, кадров;
    • лучший контроль за деятельностью компании;
    • возможность приведения к единому стандарту всех процессов в рамках компании;
    • устранение возможного дублирования различных усилий и мероприятий.

    Недостатки централизованного управления:

    • рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации;
    • решения принимаются теми, кто плохо знаком с реальной ситуацией на производстве;
    • промедление в принятии решений, в особенности на рабочем месте.

    Децентрализованное управление

    Децентрализованное управление представляет собой процесс, при котором значительное количество управляющих воздействий, которые относятся к данному объекту, на основе самоуправления формируются самим объектом. Уровень децентрализации управления зависит от степени предоставления полномочий либо прав управляющим отделениями в принятии самостоятельных решений.

    Составной частью децентрализации является делегирование полномочий.

    Факторы, которые влияют на уровень децентрализации:

    • использование контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;
    • характер деятельности организации. Если коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то требуется и бо́льшая степень децентрализации;
    • влияние внешней среды;
    • величина затрат;
    • наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня необходимо сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;
    • размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, поэтому их сложно скоординировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно.

    Частные принципы управления

    Все принципы управления тесно взаимообусловлены и взаимосвязаны. К примеру, невозможно достичь четкого функционирования системы менеджмента, при этом игнорируя другие принципы управления (дисциплину, стимулирование, планомерность, целенаправленность, компетентность), так же как и нельзя обеспечить целенаправленную деятельность компании без иерархичности, компетентности, планомерности и дисциплины.

    Совместно с общими принципами, как уже отмечалось выше, существуют и частные принципы управления, имеющие локальный характер и регулирующие только отдельные стороны управления и управленческие процессы. К примеру, в отношении управления компаниями торговли обычно выделяют следующие частные принципы: непрерывность, ритмичность, преемственность и параллельность управленческих процессов.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    1. Как осуществляется текущий контроль в организации?

    1. Путем заслушивания работников организации на производственных совещаниях;

    2. Путем наблюдения за работой работников;

    3. + С помощью системы обратной связи между руководящей и руководимой системами;

    4. Путем докладов на сборах и совещаниях;

    5. Вышестоящей структурой.

    2. Тест. Кто должен осуществлять контроль за выполнением поставленных задач перед коллективом?

    1. Специалисты;

    2. Работники;

    3. + Руководители;

    4. Отдельные руководители;

    5. Министерства.

    3. Контроль - это:

    1. + Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации;

    2. Вид человеческой деятельности;

    3. Наблюдение за работой персонала организации;

    4. Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий;

    5. Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия.

    4. Для сокращения потребности в контроле целесообразно:

    1. + Создавать организационные и социально-психологические условия для персонала;

    2. Создавать соответствующие социальные условия для персонала;

    3. Создавать соответствующие организационные условия для персонала;

    4. Постоянно совершенствовать систему стимулирования труда персонала;

    5. Постоянно повышать квалификацию персонала.

    5. Контроль должен быть:

    1. Объективным и гласным;

    2. Гласным и действенным;

    3. + Объективным, деловым, эффективным, систематическим и гласным.

    4. Эффективным;

    5. Текущим.

    6. Что есть основой мотивации труда в японских корпорациях?

    1. Получение высоких материальных вознаграждений;

    2. + Гармонизация между трудом и капиталом;

    3. Признание заслуг;

    4. Постоянное повышение квалификации персонала;

    5. Достижение конкурентного преимущества.

    7. Какие основные группы потребностей выделил украинский ученый Туган-Барановский?

    1. Физиологические и альтруистические;

    2. Половые и физиологические;

    3. + Физиологические, половые, симптоматические инстинкты и потребности, альтруистические;

    4. Физиологические и симптоматические;

    5. Физиологические, потребности в безопасности, в отношениях принадлежности, в самовыражении, в самоактуализации.

    8. Когда исторически возник вопрос мотивации труда?

    1. Со времен появления денег;

    2. Со времен возникновения организаций;

    3. Со времен появления руководителя организации;

    4. + Со времен зарождения организованного производства;

    5. Во время буржуазных революций в Европе.

    Тест - 9. Как следует понимать мотивы престижа?

    1. Попытки работника занять высшую должность в организации;

    2. + Попытки работника реализовать свою социальную роль взять участие в общественно важной работе;

    3. Попытки работника получать высокую зарплату;

    4. Попытки работника взять участие в общественной работе;

    5. Попытки работника иметь влияние на других людей.

    10. Какие основные группы мотивов к труду выделил украинский ученый В. Подмарков?

    1. Обеспечение и признание;

    2. Признание и престиж;

    3. + Обеспечение, признание, престиж;

    4. Обеспечение и престиж;

    5. Имидж, престиж.

    11. Оперативные планы разрабатываются сроком на:

    1. + Полгода, месяц, декаду, неделю;

    2. По рабочим дням;

    12. Под планированием понимают:

    1. Вид деятельности;

    2. + Отделённый вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации;

    3. Перспективу развития;

    4. Состояние организации;

    5. Интеграцию видов деятельности.

    13. Организационное планирование осуществляется:

    1. Только на высшем уровне управления;

    2. На высшем и среднем уровнях управления;

    3. На среднем уровне управления;

    4. + На всех уровнях управления;

    5. Определение потребностей подчиненных.

    21. Если Вам придется объяснять, что представляет собой функция планирования, то Вы скажете что это:

    1. + Установление целей и задач развития объектов управления, определение путей и средств их достижения;

    2. Установление целей организации;

    3. Определение путей и средств выполнения заданий;

    4. Определение способов достижения целей организации;

    5. Моделирование действий организации.

    22. Одна из форм монополии, объединение многих промышленных, финансовых и торговых предприятий, которые формально сохраняют самостоятельность, а фактически подчинены финансовому контролю и руководству главенствующей в объединении группе предприятий:

    1. + Концерн;

    2. Картель;

    3. Консорциум;

    4. Корпорация;

    5. Ассоциация.

    23. Вид хозяйственной деятельности, при которой часть участников отвечает по долгам всем своим имуществом, а часть только в пределах своих взносов в уставной фонд

    1. Дочернее товарищество;

    3. Полное товарищество;

    4. + Коммандитное товарищество;

    5. Акционерное общество.

    24. Вид хозяйственной деятельности, при которой ее участники отвечают по долгам предприятия своими взносами в уставной фонд, а при недостаче этих сумм - дополнительное имущество, которое им принадлежит:

    1. Полное товарищество;

    2. Товарищество с ограниченной ответственностью;

    3. Коммандитное товарищество;

    4. + Товарищество с дополнительной ответственностью;

    5. Производственный кооператив.

    25. Вид хозяйственной деятельности, когда все ее участники занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом это -:

    1. Товарищество с дополнительной ответственностью;

    2. Товарищество с ограниченной ответственностью;

    3. + Полное товарищество;

    4. Коммандитное товарищество;

    5. Акционерное общество.

    26. Организация, которая имеет однозначные внутренние взаимосвязи жесткую регламентацию всех сторон деятельности это:

    1. Первичная организация;

    2. Органическая организация;

    3. Вторичная организация;

    5. На корпоративном уровне.

    14. К средствам мотивации труда не относятся:

    1. Вознаграждения;

    2. Проведение производственных совещаний;

    3. Повышение квалификации персонала;

    4. + Обеспечение условий для самовыражения;

    5. Объявление благодарности.

    15. На уверенности в том, что за определенную выполненную работу человек получит вознаграждение основывается следующая теория мотивации:

    1. Справедливости;

    2. Потребностей;

    3. Вознаграждений;

    4. + Ожиданий;

    5. Предположений.

    16. В соответствии с концепцией Мескона основные (общие) функции управления реализуются в следующем порядке:

    1. + Планирование, организация, мотивация, контроль;

    2. Организация, планирование, контроль, мотивация;

    3. Планирование, организация, контроль, мотивация;

    4. Мотивация, контроль, планирование, организация;

    5. Стратегия, планирование, организация, контроль.

    17. Когда осуществляется заключительный контроль в организации?

    1. До фактического начала выполнения работ;

    2. + После, выполнения запланированных работ;

    3. В ходе проведения определенных работ;

    5. После достижения поставленных целей.

    18. Когда осуществляется текущий контроль в организации?

    1. После выполнения определенных работ;

    2. До фактического начала выполнения определенных работ;

    3. + В ходе проведения определенных работ;

    4. Тогда, когда удобно руководителю;

    5. Тогда, когда удобно коллективу.

    19. Что обеспечивает управленческая функция «мотивация»?

    1. Достижение личных целей;

    2. + Побуждение работников к эффективному выполнению поставленных задач;

    3. Исполнение принятых управленческих решений;

    4. Обеспечение бесспорного влияния на подчиненного;

    5. Побуждение работников к деятельности.

    20. Если вам придется объяснять, что представляет собой функция мотивации, то Вы скажете, что это:

    1. Процесс достижения поставленных перед администрацией целей;

    2. Побуждение себя к эффективной деятельности;

    3. +Процесс побуждения себя и других к эффективной деятельности достижения поставленных перед организацией целей;

    4. Способ влияния на персонал с целью достижения целей;

    4. + Механистическая организация;

    5. Динамичная организация.

    27. Определяются следующие фазы жизненного цикла организации:

    1. Создание, становление, развитие, возрождение;

    2. Рождение, зрелость;

    3. + Рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение;

    4. Рождение, зрелость, возрождение;

    5. Создание, развитие, зрелость, старение.

    28. К основным составляющим элементам внутренней среды организации не относятся:

    1. Потребители, конкуренты, законы;

    2. + Цели, задачи;

    3. Персонал, технологии;

    4. Структура управления;

    5. Потребители.

    29. Что следует понимать под миссией организации?

    1. Основные задания организации;

    2. Основные функции организации;

    3. Основное направление деятельности;

    4. + Четко выраженные причины существования;

    5. Основные принципы организации.

    30. Если Вам придется объяснять что следует понимать под организацией, Вы скажете, что это:

    1. Объединение людей для выполнения определенных работ;

    2. + Сознательное объединение людей, которое действует на основании определенных процедур и правил и совместно реализует определенную программу или цели;

    3. Группа людей, которые совместно реализуют определенные программы; .

    4. Группа людей, которые объединяются на основе симпатии друг к другу для реализации личных целей;

    5. Объединение людей по интересам.

    31. К внутренней среде относятся:

    2. Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;

    3. + Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;

    32. Тест по менеджменту. К внешней среде организации непрямого действия относятся:

    1. Поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты;

    2. + Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;

    3. Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;

    4. Планы, прогнозы, организационная структура, мотивация, контроль;

    5. Партнеры, персонал, социально-психологические условия.

    33. Какие принципы менеджмента обосновал в своей книге «Никомаховая этика» древнегреческий философ Аристотель?

    1. + Этические и эстетические принципы;

    2. Организационные;

    3. Корпоративные;

    4. Моральные принципы;

    5. Специфические принципы.

    34. Как можно объяснить сущность принципа «подчиненность личного интереса общему»?

    1. В организации всегда должен учитываться только личный интерес руководителей организации;

    2. Интерес одного работника должен преобладать над интересами организации в целом;

    3. Интерес отдельных менеджеров должен преобладать над интересами отдельных групп работников;

    4. + В организации интересы одного работника или группы не должен преобладать над интересами организации в целом;

    5. Интерес организации не должен преобладать над интересами коллектива.

    35. Что предусматривает дисциплина как принцип менеджмента?

    1. Выполнение всеми работниками поставленных заданий;

    2. + Четкое придерживание администрацией предприятия и его персоналом заключенного коллективного договора и контракта;

    3. Выполнение менеджерами поставленных заданий;

    4. Выполнение работниками аппарата управления поставленных заданий;

    5. Полное подчинение работников руководящему аппарату.

    36. Что должны отражать современные принципы менеджмента?

    1. Основные закономерности управления;

    2. Основные связи, которые складываются в системе;

    3. Основные отношение, которые складываются в системе;

    4. + Основные свойства, связи и отношения управления, которые складываются в системе;

    5. Обязательное наличие цели при управлении.

    37. Что является основой управления какой либо системы?

    1. + Принципы, которые отражают рыночные условия хозяйствования;

    2. Методы менеджмента;

    3. Функции менеджмента;

    4. Финансовые ресурсы;

    5. Объект менеджмента.

    38. Где по мнению отечественных и зарубежных специалистов менеджмента формировалась практика управления организацией?

    1. В Шумерии, Македонии, Риме, Киевской Руси;

    2. В Киевской Руси;

    3. + В Риме и Шумерии;

    4. В Шумерии и Македонии;
    5. В Русской империи.

    Тест. 39. Подход, который требует принятия оптимального решения, которое зависит от соотношения взаимодействующих факторов - это:

    1. + Ситуационный подход;

    2. Системный подход;

    3. Процессный подход;

    4. Поведенческий подход;

    5. Текущий подход. ;

    40. Если управление рассматривает все процессы и явления в виде целостной системы, которая имеет новые качества и функции, которые отсутствуют у элементов, которые их составляют, то мы имеем дело с:

    1. Поведенческим подходом.

    2. Процессным подходом;

    3. Ситуационным подходом;
    4. + Системным подходом;

    5. Текущим подходом.

    41. Что является составляющим элементом управления?

    1. + Маркетинг;

    2. Менеджмент;

    3. Экономические процессы;

    4. Социально-экономические процессы;

    5. Финансы.

    42. Каким методам управления, организациями принадлежит ведущая роль в современных условиях?

    1. + Экономическим;

    2. Социально-психологическим;

    3. Организационно-распорядительным;

    4. Распорядительным;

    5. Социально-экономическим.

    43. К первичным потребностям относятся:

    1. Психологические;

    2. + Физиологические;

    3. Экономические;

    4. Материальные;

    5. Социальные.

    44. Потребности бывают:

    1. Первичные и внутренние;

    2. Внутренние и вторичные;

    3. + Первичные, вторичные, внутренние и внешние;

    4. Внутренние и внешние;

    5. Первичные и внешние.

    45. Мотивация базируется на:

    1. Потребностях и самовыражении;

    2. + Потребностях и вознаграждениях;

    3. Вознаграждениях и удовлетворении отдельных людей;

    4. Удовлетворении всех людей;

    5. Самовыражении и вознаграждениях.

    46. Основной формой материального стимулирования персонала организации является:

    1. Премии;

    2. Премии и ценные подарки;

    3. Ценные подарки и зарплата;

    4. + Зарплата;

    5. Премии и зарплата.

    47. Что создает структуру управления организацией?

    1. Совокупность линейных органов управления;

    2. Совокупность функциональных служб;

    3. Совокупность линейных и функциональных служб (органов);

    4. + Совокупность органов управления;

    5. Совокупность программно-целевых служб.

    48. Анализ конкурентов организации проводится с целью:

    1. Определения их стратегии и сильных сторон;

    2. Определения их целей и сильных сторон;

    3. + Определения их целей, стратегий, сильных и слабых сторон;

    4. Определения стратегии;

    5. Определения их целей и слабых сторон.

    49. Цели организации должны удовлетворить такие основные требования:

    1. + Достижимость, конкретность, ориентация во времени;

    2. Достижимость и ориентация во времени;

    3. Ориентация во времени и конкретность;

    4. Достижимость;.

    5. Ориентация во времени.

    50. Когда получил широкое распространение в экономической литературе термин «организация»?

    1. В 20-е годы XX столетия;

    2. В 30-е годы XX столетия;

    3. + В 60-е годы XX столетия;

    4. В 70-е годы XX столетия;

    5. В 80-е годы XX столетия.

    Современные принципы менеджмента включают в себя общие основы, исходные положения и правила, характерные современным видам менеджмента. Принципы менеджмента современности представляют собой основополагающие идеи и правила поведения менеджер при осуществлении им управленческих функций.

    Современные принципы менеджмента призваны отражать объективные закономерности практической стороны управления с целью определить требования к определенным системам, структуре и организации менеджмента.

    Существуют определенные требования, в соответствии с которыми образуются органы управления, устанавливаются отношения уровней, организаций и государства, применяются соответствующие методы управления.

    Предпосылки современных принципов менеджмента

    Современные принципы менеджмента формировались десятилетиями и не являются определенной догмой, так как общество не стоит на месте. На рубеже 19-20 века Тейлор сформулировал четыре основных управленческих принципа при осуществлении индивидуального труда рабочих. Принцип характеризовался научным подходом к каждому элементу работы, включая подбор и обучение, кооперацию, разделение ответственности руководителя и сотрудников.

    Основатель классической административной школы А. Файоль сформулировал 14 принципов менеджмента, основными из которых являлись разделение труда, единство действий, ответственность и полномочия, единоначалие и дисциплина, централизация, скалярная цепь и др. Применение некоторых из этих принципов актуально и по настоящее время.

    Развитие принципов менеджмента

    В дополнение к принципам управления Файоля в управленческой науке по мере эволюции выделились принцип системности и компетентности, принцип иерархичности и определения ведущего звена, принципы совершенствования и т. д.

    Современные принципы менеджмента конца 20 века акцентировались на социальной стороне управления, что было обусловлено концентрацией управления на человеке. Современные принципы менеджмента призваны сделать более эффективными усилия любого сотрудника на благо всей организации.

    Наряду с общими принципами менеджмента, специалисты определяют специальные (частные) принципы, соблюдение которых определяет возможность регулировать отдельные управленческие процессов и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности предприятия, включая его отраслевую специализацию.

    К примеру, современные принципы менеджмента в сфере образования обладают присущими только им характеристиками. Они характеризуются наличием основных руководящих положений, которые ориентируют руководство образовательной организации и определяют требования, содержание, структуру и организацию процессов обучения и воспитания учеников.

    Современные принципы менеджмента

    Основной современный принцип менеджмента состоит в оптимальном равновесии между централизацией и децентрализацией управления. При практическом применении данный принцип закрепляет за высшим уровнем вопросы стратегического плана, за низшим уровнем закрепляются вопросы в сфере оперативного управления. Реализация принципа способствует оптимальному распределению полномочий в ходе принятия управленческих решений.

    Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности гласит, что сотрудник ответственен только за задачи, которые попадают в область его представленных полномочий.

    Современные принципы менеджмента также включают умелое использование единоначалия и коллегиальности, при котором каждый работник в ответе за свой участок работы и принимаемые на этом уровне решения.

    Принцип научной обоснованности характеризуется тем, что управление осуществляется с применением науки, принцип плановости требует планирование текущей и будущей деятельности компании.

Новое на сайте

>

Самое популярное