Домой Бизнес-план Ответственность за нарушение обязательных стандартов. Арбитражный суд оренбургской области

Ответственность за нарушение обязательных стандартов. Арбитражный суд оренбургской области

Ответственность за нарушение стандартов (и НТД)

Характер требований нормативных документов

Применение нормативных документов и характер их требований

Отдел международной стандартизации ISO/МЭК рекомендует 2 способа применения нормативных документов:

1. Непосредственное применение нормативного документа в соответствующей области деятельности: в производстве, испытаниях, измерениях, сертификации продукции, услугах (на крепежные изделия указывается ГОСТ, но не размеры).

2. Введение нормативных документов вышестоящих организаций в собственный нормативный документ или в виде ссылки, или с перепечаткой какого-либо раздела.

Российские стандарты (НТД) применяют в государственных органах управления субъекты хозяйственной деятельности (предприятия), НИ коллективы, причем для всех исполнение обязательных требований стандарта обязательно.

Примечание: Может быть такая хозяйственная ситуация, когда продукция освоена предприятием до выхода нового стандарта. Законодательство РФ допускает нераспространение требований нового ГОСТ на уже освоенную продукцию, которая поставляется в соответствии с договором (приоритет потребителя). Этот приоритет сохраняется даже в экспортном варианте. Для импортируемой в РФ продукции: импортируемая продукция не может быть реализована в пределах РФ, если по своим параметрам она не соответствует стандартам РФ.

Применение в РФ международных и региональных стандартов возможно на основе межправительственных соглашений об экономическом сотрудничестве и если эти стандарты признаны гос. стандартом РФ и разрешены к применению в пределах РФ.

Любой нормативный документ может содержать следующие требования:

1. Обязательный требования, которые обязательны для все предприятий и всех форм собственности, всех коллективов и НИИ в соответствии с законом или действующим регламентом.

2. Альтернативные требования и положения стандарта - это выборочные либо дополнительные нормы к обязательным нормам.

Примечание: Альтернативные требования стандарта могут стать обязательными, если они оговорены в договоре поставки (приоритет потребителя)

Требования стандартов в их обязательной части обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, если на этот стандарт имеется ссылка в конструкторской документации, в техническом регламенте, в общем регламенте, или в директиве правительства. Соблюдение стандарта - единственный путь к достижения соответствия товара требованиям регламента.

Альтернативные требования стандарта помогают в поисках исследования и разработки, конструкторской организации производства, в проведении исследований, проведении сертификации (установка соответствия требованиям заказчика), но альтернативные требования не обязательны к исполнению.



Ответственность, согласно закону РФ о стандартизации, за нарушение стандартов и регламентов несут юридические и физически лица, органы государственного управления в лице управляющих и глав администраций. В зависимости от последствий нарушения стандарта законом предусматривается:

1. Административная ответственность, в соответствии с административным кодексом РФ, штраф до 100 минимальных размеров оплаты труда.

2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского кодекса РФ (выговор, денежные санкции, вплоть до освобождения занимаемой должности)

3. Уголовная ответственность. С 1 января 1997 г. уголовная ответственность за обман потребителя в отношении качества товара, установленного договором, особенно если эта продукция не отвечает требованиям безопасности экологической чистоты может вызвать массовую эпидемию или отравление. Мера уголовной ответственности устанавливается судом в соответствии с процессуальным кодексом РФ(от 2 до 5 лет лишения свободы).

Примечание: По продукции производственного назначения уголовная ответственность не установлена (если по вине этой продукции не произошла техногенная катастрофа).

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации. Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя. Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора). При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о ее поступлении. В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).

В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился. При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией. Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции. Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.

В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции. В случае невыполнения предписаний или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. За нарушение требований закона об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении госнадзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией (услугами) государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами территориальных органов Госстандарта на основании актов проверки предприятий принимают меры, направленные на пресечение, устранение и предотвращение нарушений и причин, их вызвавших. В этих целях они в соответствии ПР 50.1.007 выдают нарушителям предписания и предъявляют штрафные санкции за нарушение обязательных требований стандартов, правил сертификации и неисполнение предписаний.

Предписания могут быть следующие:

  • 1) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в частности требований безопасности (когда нарушения можно устранить). За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение применяют штрафы в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда (далее -- МРОТ);
  • 2) о приостановке реализации произведенной продукции, оказания услуг в случае их несоответствия обязательным требованиям государственных стандартов. За уклонение от исполнения применяют штраф в размере стоимости реализованной продукции (услуг) или в размере до 10 тыс. руб.;
  • 3) о прекращении выпуска (когда причины вреда продукции устранить невозможно) и продажи опасных товаров. За уклонение от исполнения применяется штраф в размере до 5000 МРОТ;
  • 4) об отзыве от потребителей опасных товаров. За неисполнение предписания или причинение ущерба этими товарами налагается штраф до 5000 МРОТ.

За нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) на органы по сертификации (ОС) налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг). Нарушение правил может выразиться в необоснованной выдаче сертификата соответствия:

при отрицательных результатах испытаний;

при недоказанности соответствия товаров (работ, услуг) требованиям стандартов (например, не соблюдена программа испытаний, испытания проведены не по всем требованиям безопасности);

когда сертификат соответствия выдан на товары (работы, услуги), не входящие в область аккредитации ОС;

когда сертификат соответствия выдан ОС после истечения у него срока действия аттестата аккредитации, приостановления или аннулирования его.

На испытательные лаборатории (ИЛ) и центры налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) при их обязательной сертификации.

Дела о наложении штрафов рассматривают с участием представителей субъекта хозяйственной деятельности, изготовителя (исполнителя, продавца), ОС, ИЛ, других заинтересованных лиц в 15-дневный срок со дня поступления акта проверки.

В Законе РФ "O сертификации продукции и услуг” указано, что юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении обязательной сертификации, в соответствии с действующим законодательством несут уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. В Законе РФ “О стандартизации” также предусматривается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за нарушение положений закона, в частности за несоблюдение обязательных требований государственных стандартов.

В соответствии со ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях на должностные лица или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации налагают штраф в размере от 5 до 100 МРОТ. При этом в качестве нарушений правил обязательной сертификации квалифицируются такие действия, как:

реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям НД,

на соответствие которым она сертифицирована;

реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или НД, которым должна соответствовать указанная продукция; либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика);

В России создадут реестр бракоделов, которые, нарушая регламенты производства той или иной продукции, делают свой товар опасным для здоровья и даже жизни людей.

Сегодня около 80 процентов государственных стандартов (ГОСТов) добровольны. Хочешь - выполняй, хочешь - работай по своим правилам. И все равно они для бизнеса как кость в горле. Потребитель-то больше доверяет товарам, сделанным по ГОСТам. И возникают попытки смягчить требования стандартов.

Как заставить бизнес работать по правилам? Об этом наш корреспондент беседует с главой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексеем Абрамовым.

Так, может, ввести уголовную ответственность за нарушение ГОСТов? Ведь нередко ими просто прикрываются!

Алексей Абрамов: Вы правы, существует большая проблема недобросовестного маркирования, когда производители используют знак ГОСТа как маркетинговую приманку, но в реальности стандарту не следуют.

Такие товары можно найти в любом магазине. Особенно

это касается пищевой продукции, там рынок совершенно открыт.

Однако, думаю, здесь необходимо в первую очередь объединить усилия всех контролирующих органов на потребительском рынке и просто системно реагировать на такие нарушения в рамках предусмотренных возможностей.

А если в результате нарушений причинен вред здоровью человека? Или он умер?

Алексей Абрамов: Для нас это предмет анализа юридически значимых фактов, которые могут стать основанием для отзыва из розницы всей партии товара. Как, например, это бывает,

когда обнаруживается, что в какой-то партии автомобилей существует риск заводского дефекта.

Но пока, к сожалению, банк данных нарушений техрегламентов у нас очень слабый.

К сожалению, сводной статистики нет, хотя она должна вестись по всем случаям причинения вреда, прежде всего при нарушении техрегламентов.

В чем же причина?

Алексей Абрамов: Нам просто не хватает тесного взаимодействия с другими контролирующими органами. С Роспотребнадзором, Ростехнадзором, Россельхознадзором, всего у нас порядка 30 разных контрольно-надзорных ведомств, из них кто-то больше, а кто-то меньше связан с рисками для людей.

Вот это сотрудничество будем налаживать в первую очередь. В свою очередь, ресурс с этой информацией мы хотим сделать доступным для всех госорганов. В части информации об опасных товарах он должен быть открыт и потребителям. Если кто-то "травит" народ, то народ должен знать, кто его "травит" и чем.

Когда мы накопим такую информацию, увидим, что из года в год, скажем, растет число конкретных инцидентов, тогда появятся основания для введения жесткой сертификации или иного ужесточения регулирования, чтобы на рынок попадало меньше "фальсифицированного" товара. Мы хотим создать надежный, действенный аналитический инструмент для принятия взвешенных государственных решений в этой чувствительной области.

Дело не только в усилении ответственности. Например, за рубежом контролеры от разных органов не идут друг за другом в один и тот же магазин. Зато проверяющий, если он видит очевидные нарушения за рамками его компетенции, без внимания их не оставит, позовет уже профильного специалиста, который разберется в деталях.

С другой стороны, в Европе даже при внеплановом контроле никто не станет предупреждать владельца магазина о том, что кто-то пожаловался на конкретное нарушение и к нему придут. Инспектор может прийти в любое время. У нас внезапные проверки исключены, даже при внеплановом контроле требуется предупреждение. Поэтому у бизнеса всегда есть возможность избежать ответственности.

Алексей Владимирович, когда в Госдуме обсуждали законопроект о стандартизации, один из депутатов потребовал вернуть стандартам обязательное значение. А вы как считаете?

Алексей Абрамов: Во-первых, уточню, что та часть добровольных стандартов, которые лежат в основе технических регламентов, в подавляющем большинстве случаев беспрекословно исполняются. Это стандарты, обеспечивающие безопасность продукции и позволяющие производителю выйти на рынок по простым, понятным всем правилам.

Применение остальных стандартов, а это 70-80 процентов фонда этих документов, не регламентировано.

Почему все-таки значительная часть стандартов, которые не входят в "тело" техрегламентов и не являются обязательными, не востребованы бизнесом в России? Неужели дело в элементарной неосведомленности?

Алексей Абрамов: Беда нашей экономики в том, что для собственников, менеджмента большинства российских компаний важно, чтобы была огромная маржа и очень быстрая окупаемость. За скобками остаются приоритеты, существенные в долгосрочной перспективе. В том числе пренебрегается экономическое значение стандартизации.

Наверное, в тучные годы это можно было понять. Но когда на счету каждая копейка, нужно быть более рачительным к распределению своих ресурсов. И имеет смысл потратиться сейчас, чтобы построить качественно другой бизнес. Мы просто пока не осознали до конца, что можно по копейке собрать рубль. Но Европа тоже к этому долго шла.

Саморегулируемые организации в этом помогают?

Алексей Абрамов: Конечно. Многие из них разрабатывают свои стандарты, и они заинтересованы в том, чтобы сделать их национальными. Особенно активны строители.

Да, действительно у нас в менталитете сидит еще с советских времен - раз ГОСТ, то он должен всеми исполняться. И это понятно, потому что мы все как потребители хотим иметь гарантию, что покупаем качественный товар. Но довольно наивно, на мой взгляд, рассчитывать, что применение прежних инструментов госрегулирования в новых экономических условиях будет столь же эффективным. И дело даже не в сложностях контроля. Нельзя через административный ресурс навязывать экономике то, что она сама никогда бы в жизни не сделала. Пользы это ни бизнесу, ни потребителям в конечном итоге не принесет.

Почему? Ведь стандарты - это наилучшие технологии и системы контроля качества.

Алексей Абрамов: Добровольность стандартов позволяет активным, продвинутым компаниям двигаться вперед, прописывать свои правила, новые стандарты - при этом не нанося прямого вреда тому бизнесу, который не может или не хочет стандартам следовать.

Но даже при добровольности стандартов они находят все большее применение. Вода камень точит. Потому что тот, кто разрабатывает и использует стандарты, все равно оказывается более конкурентоспособным - и в итоге именно он, а не "маргинальный" конкурент, остается в выигрыше.

А что будет с нашими стандартами в связи с созданием Евразийского экономического союза?

Алексей Абрамов: У нас уже есть стандарты, которые действуют на всем пространстве СНГ, и их количество будет и дальше расти. Здесь, правда, не все от нас зависит. Бывает, что стандарт, который мы уже разработали, "зависает" на стадии голосования, потому что к нему претензии у коллег из органов по стандартизации других стран СНГ.

И кто из них самый неуступчивый?

Алексей Абрамов: Нельзя сказать, что кто-то самый неуступчивый. Просто если у стран возникают опасения, что стандарт может нанести вред их промышленности, остановить конкретное предприятие, то мы стараемся находить компромисс, который позволит все-таки принять документ. Нам это важно для обеспечения единых правил на всей территории СНГ, потому что это дает возможность для кооперации.

И порой мы вынуждены ослаблять требования стандартов, чтобы коллеги могли по этим правилам тоже работать. Но обычно все же договариваемся, что через некоторое время придем к целевым требованиям. Классический пример - последовательное повышение классов экологичности по топливу, мы все прекрасно понимаем, что страны СНГ к ним по-разному готовы.

Насколько часто возникают такие коллизии интересов?

Алексей Абрамов: Это единичные случаи. У нас сохранились похожие технологические уклады, все мы выросли из одной большой экономики. По факту локомотивом в создании межгосударственных стандартов является Россия. Мы готовим большое количество таких документов, а наши коллеги оценивают свои технические возможности при дальнейшем применении таких стандартов.

А какие стандарты сейчас в России наиболее активно подтягиваются к международным?

Алексей Абрамов: В области строительства, электротехники, где у нас доля гармонизированных стандартов стремится к 100 процентам.

Уровень гармонизации постепенно растет, поскольку мы ежегодно обновляем около 10 процентов всего фонда стандартов. Сейчас гармонизированными являются уже 50 процентов стандартов.

Если мы видим, что объективно европейский стандарт лучше и он точно нам не навредит, мы его принимаем и продвигаем на уровень СНГ. На мой взгляд, гораздо важнее, сколько стандартов проходит от России на международный уровень.

Разве мы не только перенимаем чужие стандарты?

Алексей Абрамов: Вот интересно, что даже некоторые наши мощные предприятия просто не знают, что можно предложить свой стандарт, доказать, что по этим правилам должны работать во многих странах мира.

Мы уже уговорили крупнейшие нефтяные и газовые компании участвовать в работе Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии. Мы очень благодарны им за это. Крупным компаниям, ориентированным на экспорт, проще понять выгоду от продвижения своих стандартов на международных площадках.

Будем работать еще с рядом компаний, чтобы вывести их на эту арену. Хотя будет лучше, если объяснять, зачем нужна стандартизация и почему надо вкладываться в продвижение стандартов на международный уровень, будет не государство, а коллеги по бизнесу.

Почему участие наших экспертов в ISO так важно?

Алексей Абрамов: Именно в международных стандартах заложена вся "соль" дальнейшей конкурентной борьбы за глобальный рынок.

Сейчас мы определяем работу девяти технических комитетов ISO и трех комитетов Международной электротехнической комиссии. Там мы ведем секретариаты, руководим технической работой. И, конечно, мы заинтересованы в расширении влияния России в международных организациях. Но это нельзя делать административно. Я не могу взять и просто назначить туда сотрудников из Росстандарта. Там должны работать специалисты из компаний, которые глубоко знают технологический процесс.

Но пока не все наши, даже крупные, компании готовы нести расходы по содержанию "российских" комитетов в ISO. Здесь, помимо того что вообще сложно "раскачать" бизнес, сказываются нехватка специалистов и языковые барьеры. Естественно, туда надо ехать человеку, владеющему как минимум английским языком. А лучше - еще и французским.

А вот Китай, например, активно занялся повышением своей влиятельности в ISO. Китайские коллеги спонсируют эту деятельность активно - поддерживают своих экспертов, готовых работать в ISO. Это позволяет использовать международную стандартизацию для расширения экспансии китайских товаров на глобальные рынки. И новым президентом ISO со следующего года будет представитель Китая.

Визитная карточка

Алексей Владимирович Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Работал в аппарате правительства РФ. Курировал вопросы технического регулирования и стандартизации, развития института интеллектуальной собственности, поддержки малого бизнеса.

В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве.

ссылка с твердой идентификацией, т.е. указанием номера, даты издания и номера издания конкретного стандарта (или нескольких конкретных стандартов). Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;
ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;
ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) - единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определе- но за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не- предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Ответственность изготовителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за нарушение обязательных требований к продукции (товарам) установлена Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами. Федеральный закон "О техническом регулировании", введенный в действие 1 июля 2003 г., предусмотрел ряд составов правонарушений, за совершение которых указанные органы и должностные лица должны нести ответственность в соответствии с названными законодательными актами.
Так, в ст. 36 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя)за нарушение и, в частности, за следующие правонарушения: "если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при производстве, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В Федеральном законе установлены также правонарушения, за совершение которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, предусмотрена ответственность органов по сертификации и их должностных лиц при несоблюдении правил выполнения работ по сертификации, если это повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующейтребованиям технических регламентов , и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), экспертов за недостоверность или необъективность представленных результатов исследований (испытаний) и измерений (ст. 41, 42).
Таким образом, ответственность изготовителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за правонарушения, предусмотренные ст. 36, 41, 42, Федеральный закон связывает с нарушениямитребований технических регламентов и наступлением от этих нарушений последствий. Кроме того, в Федеральном законе предусмотрены новые составы правонарушений, за совершение которых в действующем законодательстве не содержится конкретных мер правового воздействия.
Эти обстоятельства являются препятствием применения Федерального закона в полной мере, так кактехнические регламенты пока не приняты (согласно п. 7 ст. 46 они должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления в силу Федерального закона) и в соответствующие законодательные акты необходимые изменения и дополнения не внесены. Например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение, а не за нарушениятребований технических регламентов , как это значится в Федеральном законе.
Новые положения, введенные в Федеральный закон, например, о возмещении изготовителем вреда, причиненногожизни или здоровью животных и растений вследствие нарушений требований технических регламентов (ст. 36),об ответственности органов по сертификации и их должностных лиц за нарушение правил по сертификации, если они повлекли за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (ст. 41), или об ответственностиэкспертов (ст. 42) в соответствующие законодательные акты, предусматривающие конкретные меры правового воздействия, до сих пор не внесены, и, следовательно, в этой части Федеральный закон не работает.
До внесения необходимых изменений и дополнений в законодательные акты, предусматривающих наказание, и принятия технических регламентов в переходном периоде, установленном ст. 46 Федерального закона, изготовители, органы по обязательной сертификации, испытательные лаборатории (центры) и их должностные лица должны нести ответственность за нарушенияобязательных требований государственных стандартов в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность изготовителя, продавца, исполнителя предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) и другими законодательными актами Российской Федерации и выражается в применении судом к правонарушителю в интересах потерпевшего мер, установленных гражданским законодательством или договором. Как правило, эти меры являются имущественного характера - возмещение вреда, убытков, уплата неустойки, пени, штрафов.
Наряду с общими вопросами возмещения вреда в ї 3 главы 59 ГК РФ специально предусмотрено возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы, услуги.
Так, в ч. 1 ст. 1095 ГК РФ установлено: "Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет".
Данная правовая норма нашла дальнейшее развитие в п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", согласно которому вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
Вред жизни, здоровью или имуществу потребителя может быть причинен, например, товарами, выпущенными изготовителем в обращение на рынок с нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (см. раздел 2).
Ст. 1096 ГК РФ конкретизирует лиц, ответственных за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы, услуги. Если в ст. 1095 ГК РФ предусмотрено, что вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, то в ст. 1096 ГК РФ говорится, что указанный вред возмещается продавцом или изготовителем по выбору потерпевшего, т.е. потерпевший вправе предъявить иск о возмещении ему вреда по своему усмотрению к продавцу или изготовителю.
Как видно из приведенных положений, ответственность изготовителя, продавца, исполнителя наступает при наличии недостатка в товаре, в выполненной работе, оказанной услуге и причиненного этим вреда.
Недостаток товара (работы, услуги) как одно из оснований ответственности может носить производственный, конструктивный, рецептурный или иной характер, который является результатом нарушения изготовителем, продавцом, исполнителем требований к качеству и безопасности товара (работы, услуги), либо в предоставлении неполной или недостоверной информации о них.
Обязанность продавца (исполнителя) передать покупателю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества, необходимую и достоверную информацию о товаре, работе, услуге установлена ст. 469, 495 ГК РФ, ст. 4, 10 Закона.
Вред, как второе важное основание ответственности, - это ущерб , причиненный личности гражданина вследствие утраты здоровья или получения увечья, или смерти кормильца, а также ущерб, причиненный имуществу гражданина или юридического лица вследствие его повреждения, уничтожения, порчи и т.п.
Следует иметь в виду, что ответственность по ст. 1095 ГК РФ наступает,если вред находится в причинной связи с недостатками товара (работы, услуги), т.е. является следствием нарушения требований к качеству и безопасности товара, работы, услуги или недостаточной, недостоверной информации о них.
В отличие от общего правила, установленного ст. 1064 ГК РФ, согласно которому лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда если докажет, что вред причинен не по его вине, ст. 1095 ГК РФ предусматривает ответственность изготовителя, продавца или исполнителя независимо от вины, т.е. как при наличии вины, так и при ее отсутствии.
Право требовать возмещения вреда признается за любым потребителем, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет (п. 2 ст. 14 Закона). Поэтому требовать возмещения вреда может не только покупатель товара, но и другое лицо. Например, от возгорания телевизора причинен вред не только покупателю, но и родственникам, соседям, и, следовательно, требовать возмещения вреда имеют право сам покупатель, его родственники, соседи и другие лица, которым причинен ущерб.
Необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 1095 ГК РФ правила, предусмотренные ч. 1 данной статьи, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы или оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности. Действие указанной статьи о возмещении вреда, причиненного имуществу, распространяется и на юридических лиц только в том случае, если они использовали товар (результаты работы, услуги) не в предпринимательских целях, а, например, в целях культурно-бытового и иного обслуживания сотрудников юридического лица.
Возмещение вреда, причиненного в связи с предпринимательской деятельностью, осуществляется на общих основаниях, установленных ї 1 и 2 главы 59 ГК РФ.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленногосрока службы, срока годности товара (работы) .
Согласно п. 2 ст. 5 Закона изготовитель (исполнитель) обязан установить срок службы товара (работы), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Срок годности устанавливается на продукты питания, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, изделия бытовой химии и иные товары, которые в процессе использования потребляются полностью, асрок службы устанавливается на товары, предназначенные для длительного пользования (стиральные машины, телевизоры, холодильники и т.п.), в том числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты и т.п.).
Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причиненияв течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно - с даты изготовления товара (окончания выполненной работы) (п. 3 ст. 14 Закона).
Продажа товара (выполнение работы)по истечении установленного срока годности , а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но не установлен,запрещается (п. 5 ст. 5 Закона).
Определено также, что если на товар (результаты работы) должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, если потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения (п. 3 ст. 14 Закона, ст. 1097 ГК РФ).
Гражданское законодательство Российской Федерации защищает также интересы изготовителя, продавца, исполнителя. Согласно ст. 1098 ГК РФ и п. 5 ст. 14 Закона продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
К непреодолимой силе относится чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие: например, наводнение, землетрясение и т.п.) (Юридический энциклопедический словарь, Москва, 1996 г.).
Законом установлена судебная защита прав потребителей. Предусмотрено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины (ст. 17 Закона).
Следует иметь в виду, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица (ст. 2 ГК РФ). Общие положения о договоре (порядок заключения и расторжения его) предусмотрены главами 27-29 ГК РФ.

Административная ответственность

Административная ответственность установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). КоАП регулирует отношения в области охраны здоровья и безопасности граждан, окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты государственной, общественной безопасности, нравственности и устанавливает ответственность граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц за административные правонарушения, совершенные в различных областях деятельности, отраслях хозяйства и управления.
Мера ответственности - административное наказание, установленное конкретной статьей КоАП, может быть применена должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным должностным лицом.
Право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.19, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 17.7, 17.9, ч. 2, 3 ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП, предоставлено ч. 1, ч. 2 п. 66 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП уполномоченным должностным лицам Госстандарта России, правопреемником которого является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Агентство). Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. 294 указанное Агентство осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, функции по государственному, метрологическому контролю и надзору до внесения изменений в законодательные акты и осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим Федеральным органам исполнительной власти. Порядок составления протокола об административном правонарушении изложен в ст. 28.2 КоАП.
Приказом Госстандарта России от 26 сентября 2002 г. 213 (зарегистрирован в Минюсте России 7 октября 2002 г., регистрационный 3836) в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП утвержден перечень должностных лиц Госстандарта России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях ("Российская газета" от 16 октября 2002 г. 196).
Административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений предусм трена ст. 19.19 КоАП, которая содержит три части.
Ч. 1 ст. 19.19 КОАП устанавливает административную ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно за уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. За перечисленные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размереот пяти до десяти ; на юридических лиц -от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты трудас конфискацией предметов административного правонарушения .
Административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов предусмотрена также ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 КоАП, однако должностным лицам Госстандарта России (Агентства) не дано права составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями. По данным правонарушениям вправе составлять протоколы должностные лица других ведомств, а поэтому из состава правонарушений ч. 1 ст. 19.19 КоАП перечисленные статьи исключены.
Ч. 2 ст. 19.19 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, т.е. за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо за реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо за не доведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно за предоставление недостоверных результатов испытаний продукции либо за необоснованную выдачу сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
За указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размереот десяти до двадцати минимальных размеров оплаты трудас конфискацией предметов административного правонарушения ; на юридических лиц -от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты трудас конфискацией предметов административного правонарушения .
Административная ответственность за нарушение правил обязательной сертификации предусмотрена также ст. 13.6, ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. 20.4, 20.14 КоАП, однако должностным лицам Госстандарта России (Агентства) не дано права составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, их вправе составлять должностные лица других ведомств, а поэтому эти правонарушения из ч. 2 ст. 19.19 КоАП исключены.
Уполномоченные должностные лица Госстандарта России (Агентства) составленные протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП, должны направлять: в отношении граждан и должностных лиц, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП, соответствующему мировому судье, а в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП, - соответствующему судье арбитражного суда для рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Необходимо иметь в виду, что к юридическим лицам в данном случае относятся изготовители и продавцы продукции, исполнители работ, услуг, которыми могут быть также индивидуальные предприниматели.
Предметом административного правонарушения может быть, например, сертифицированная продукция, не отвечающая требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована.
Ч. 3 ст. 19.19 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно за выпуск, продажу, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо за применение не поверенных средств измерений.
За совершение данных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размереот пяти до десяти от пятидесяти до ста
Ст. 23.52 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 19.19 КоАП, от имени Госстандарта России (Агентства) предоставлено право главному государственному инспектору Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, его заместителям, главным государственным инспекторам субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений и их заместителям. Для рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченные должностные лица Госстандарта России (Агентства) составленные протоколы об указанных правонарушениях должны направить соответствующему главному государственному инспектору по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (его заместителю), главному государственному инспектору субъекта (региона) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (его заместителю).
Как уже было сказано, ч. 1, 2 п. 66 ст. 28.3 КоАП уполномоченным должностным лицам Госстандарта России (Агентства) также предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4 и ч. 1 ст. 19.5 КоАП, направлена на обеспечение функционирования и повышение роли государственного надзора (контроля), в том числе и государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Так, ч. 1 ст. 19.4 КоАП устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размереот пяти до десяти от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Ч. 1 ст. 19.5 КоАП предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Административная ответственность, предусмотренная ст. 19.6 и 19.7 КоАП, направлена на усиление роли должностных лиц, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях, и на повышение авторитета принятых ими решений по делу.
Так, ст. 19.6 КоАП устанавливает административную ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размереот трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Ст. 19.7 КоАП устанавливает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), которые предусмотрены законом и необходимы для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.8, 19.19 КоАП (в этих статьях уже предусмотрена ответственность за нарушение порядка информации), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 28.3 КоАП уполномоченные должностные лица Госстандарта России (Агентства) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1 и ст. 19.20 КоАП об ответственности за несоблюдение условий лицензии, в том числе выданных Агентством на осуществление деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также ст. 17.7 и 17.9 КоАП, ответственность которых направлена на безусловное выполнение требований должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, и на пресечение воспрепятствования установления истины по этим делам.
Так, ч. 2 ст. 14.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты трудас конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц -от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты трудас конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц -от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда сконфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Ч. 3 ст. 14.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Ч. 1 ст. 19.20 КоАП предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Ч. 2 ст. 19.20 КоАП предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Ст. 17.7 КоАП устанавливает административную ответственность за умышленное неисполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, которое влечет наложение штрафа на граждан в размереот десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Ст. 17.9 КоАП предусматривает административную ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении, которое влечет наложение административного штрафа в размереот десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Уполномоченные должностные лица Госстандарта России, ныне органов государственного контроля (надзора) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (см. п. 6 постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. 294) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.20, 17.7 и 17.9 КоАП, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП, должны направить соответствующему мировому судье для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Уголовная ответственность

За нарушение гражданами и должностными лицами требований к безопасности установлена уголовная ответственность ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), которая содержит 3 части следующего содержания:
"1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, -наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, если они:
а)совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б)совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
в)повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, - наказываются штрафом в размереот ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Новое на сайте

>

Самое популярное