Домой Франчайзинг Государственное регулирование вэд. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Основные направления государственного регулирования вэд

Государственное регулирование вэд. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Основные направления государственного регулирования вэд

С целью регулирования ВЭД органами государственного управления издаются акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Для регулирования ВЭД используются четыре группы методов: международные торговые договоры; тарифное регулирование внешней торговли; нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли; экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала.

Первая группа методов регулирования ВЭД - международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения (5- 10 лет и более) о торговле и других формах взаимодействия. Также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью предпринимателей.

Вторая группа методов регулирования ВЭД - тарифное регулирование внешней торговли, основой которого являются таможенные тарифы, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.

Третья группа методов регулирования ВЭД - нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли, которые подразделяют на две группы: протекционистские меры и административные формальности.

Протекционистские меры направлены на прямое ограничение экспорта и импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства.

Лицензирование - система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения.

Контингентирование (квотирование) экспорта и импорта - количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Антидемпинговые процедуры представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции.

Ценовые преференции устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Только в том случае национальные компании могут размещать свои заказы у иностранного производителя, если цены на его продукцию будут ниже национальных аналогов не меньше, чем па указанный минимум.

Меры, относящиеся к административным формальностям, ограничивают торговлю.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий но проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Одним из видов технических барьеров является требование сертификации товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, радиационным, ветеринарным, экологическим и другим показателям. Данная процедура носит избирательный характер, но она может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Государственные регулирующие органы Российской Федерации могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции, невыполнения обязательств экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушение законодательства.

Четвертая группа методов регулирования ВЭД - экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала. В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов. Рассмотрим важнейшие из них.

Прямое государственное финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для обеспечения получения прибыли. Такой метод используется в случаях поставок крупных материалоемких товаров (при поставках судов, нефтяных буровых платформ и т.и.).

Государственное финансирование НИОКР. В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, государственная помощь экспортеру обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок (до 30% необходимых средств), повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. К косвенному финансированию также относится возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передача экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам-экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера может быть внутренним и внешним:

  • o внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до пяти лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам;
  • o внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления -внутреннее и внешнее.

Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.

При осуществлении внешнего страхования государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

Помощь государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.и. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследования иностранных рынков и т.д. Для этого в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических данных, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

Схематично методы регулирования ВЭД представлены па рис. 4.4.

Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта состоят в большей ориентации на меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп

Рис. 4.4.

товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.

Государственное регулирование ВЭД – это система типовых мер законодательного и контролирующего характера осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта поощрения притока иностранного капитала. Выделяют три основные функции государственного регулирования ВЭД такие как: 1. Системообразующая функция – к ней относятся отмена государственной монополии ВЭД; формирование конкурентной среды; порядок осуществления ВЭД;...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

1. Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование ВЭД – это система типовых мер законодательного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Выделяют три основные функции государственного регулирования ВЭД, такие как:

1. Системообразующая функция – к ней относятся отмена государственной монополии ВЭД; формирование конкурентной среды; порядок осуществления ВЭД;

2. Системоутверждающая функция – сюда относят обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках; рост качества и уровня жизни;

3. Системовоспроизводящая функция – то есть достижение устойчивого экономического развития; обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике.

Реализация данных функций направлена непосредственно на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД. Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на всех уровнях.

Сфера регулирования государством ВЭД состоит из 3 уровней:

1. Федеральный уровень (таможенные пошлины, налоги и сборы; подготовка и принятие законов; таможенная политика; контроль за уровнем цен; лицензирование)

2. Региональный уровень (региональная инвестиционная политика; стимулирование экспорта; заключение соглашений с партнерами; информационное обеспечение)

3. Уровень предприятий (разработка и реализация стратегий; заключение внешнеэкономических договоров; создание совместных предприятий)

В структуру государственных органов регулирования ВЭД входит Министерство финансов РФ; ФНС; Министерство экономического развития и торговли; Федеральная таможенная служба; Центральный Банк России;

2. Характеристика органов, осуществляющих таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Таможенный орган – это орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным, действующим от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела.

В таможенной сфере таможенные органы выступают в качестве административно – исполнительных органов, а также осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Распорядительная деятельность заключается в принятии соответствующих правовых актов, исполнительная деятельность может осуществляться в иных формах, к примеру: рабочие совещания сотрудников, встречи по обмену опытом, конференции и семинары.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство РФ.

Таможенные органы имеют следующие основные функции и направления:

Участвуют в разработке таможенной политике и реализуют ее;

Обеспечивают соблюдение таможенного законодательства;

Взимают таможенные пошлины;

Ведут борьбу с контрабандой и нарушением таможенных правил;

Осуществляют таможенный контроль;

Осуществляют валютный контроль.


3. Система налоговых льгот для иностранных организаций и физических лиц.

Следует различать понятия «Таможенная льгота» и «Тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (т.е. льготы по таможенному контролю, оформлению и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.

Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота предполагает сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины.

Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом «О таможенном тарифе» и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ.

Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, так как существует принцип государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в частности равенства участников внешнеэкономической деятельности.

Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики РФ, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности (как в акте таможенного законодательства, так и в международных соглашениях).

В Законе «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:

1. возврат ранее уплаченной пошлины;

2. освобождение от уплаты пошлины;

3. снижение ставки пошлины;

4. установление тарифных квот.

Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политике и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2023. Саморегулирование рекламной деятельности в России. Регулирование рекламы со стороны большого бизнеса. Государственное регулирование рекламы 31 KB
Регулирование рекламы со стороны большого бизнеса. Государственное регулирование рекламы. Российское законодательство о рекламе ставит преграды на пути ненадлежащей рекламы. Однако в сфере рекламы эффективное регулирование при помощи норм формального права объективно затруднено особенностями самой сферы регулирования.
16865. Государственное регулирование инвестиционной деятельности 14.99 KB
В сравнении с 1990-ми годами когда госрегулирование инвестиционной деятельности в преобладающей степени было нацелено на формирование правовой и институциональной базы и использование косвенных методов с середины 2000-х годов в условиях экономического роста возросла роль государственных инвестиций и прямых методов воздействия на инвестиционный процесс через активно создаваемые институты развития. Реализуется Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года на основе которой были определены подходы...
9319. Государственное регулирование страховой деятельности 10.11 KB
Она производится на основании подаваемого страховой организацией заявления по установленной форме с приложением заверенной копии документа о государственной регистрации соответствую щей организационноправовой форме организации; заверенной копии устава и другого учредительного документа в соответствии с организационноправовой формой организации; справки банка или иного кредитного учреждения о размере оплаченного уставного фонда наличии страховых резервов фондов. Регистрация страховых организаций включает: присвоение регистрационного...
823. Государственное регулирование внешнеэкономических связей 70.74 KB
Вовлеченность во внешнеэкономические связи – важное условие полноценного экономического развития любой страны. В наше время создать производство, отвечающее самым современным требованиям технологии, организации производства и труда, опираясь только на собственные силы, по существу невозможно
6112. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 127.12 KB
Налогово-бюджетное регулирование В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. реальный итог гос-го финансового регулирования достигается при соблюдении определенных условий его осуществления: структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии...
11765. Статистики внешнеэкономической деятельности 212.78 KB
Если раньше внешнеэкономическая деятельность а значит и импорт товаров и услуг была монопольной сферой деятельности государства то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли открыв свободный доступ к участию в ней предприятий организаций и других хозяйствующих субъектов. Для эффективного управления международными экономическими отношениями принятия решений в сфере внешней торговли необходимы данные комплексно отражающие развитие внешнеэкономических связей как в целом по стране так и...
18430. Отношения в сфере нотариата, их государственное регулирование 96.55 KB
Этапы становления нотариата в Республике Казахстан. Правовые основы нотариата и нотариальной деятельности. Институт частного нотариата. Нормативная регламентация нотариата.
5432. Рыночное и государственное регулирование оплаты труда 44 KB
Практически каждый человек трудоспособного возраста на сегодняшний день должен трудиться и тем самым зарабатывать денежные средства, чтобы суметь содержать и поддерживать на достаточном уровне свою собственную повседневную жизнь и жизнь своей семьи, её быт
17671. Планирование внешнеэкономической деятельности на предприятии 17.78 KB
Внутрифирменное планирование: принципы и роль в обосновании ВЭД. Планирование как функция управления ВЭД. Планирование – это процесс выбора целей и принятия решений для достижения этих целей.
9111. Финансовый механизм внешнеэкономической деятельности 13.19 KB
Основным законодательными актами в области валютных отношений Украины являются Законы О национальной валюте О валютном регулировании и валютном контроле а также другие законы и подзаконные акты. Платежный баланс – соотношения валютных поступлений в страну через границу и платежи страны за границу за определенный период. Поскольку в Украине еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между производителями и другими субъектами хозяйствования основанный на валютном курсе такое перераспределение осуществляется путем...

Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Внешнеторговая деятельность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Предметом регулирования ВЭД являются:

1.Стимулирование национальных экспортеров.

2.Осуществление различных организационных мер для укрепления позиций национальных экспортеров на мировых рынках.

3.Содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Воздействие государства на ВЭД осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства, а также через общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений.

Ярким примером может послужить Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. На основе этого документа осуществляется примерно две трети всех международных торговых операций. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров стала частью российского права, что закреплено в статье 7 ГК РФ. Хотя в этой Конвенции отдается предпочтение диспозитивным нормам, ее положения обязательны для толкования условий внешнеторговых сделок, заключаемых российскими участниками ВЭД.

Все нормативные акты РФ, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц во внешнеэкономической сфере, можно условно подразделить на общие и специальные . Общие являются нормативные акты, регулирующие отношения субъектов в целом, содержат общие принципы регулирования, которые в частности относятся и к внешнеэкономическим отношениям. Конституция Российской Федерации определяет права граждан на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере, устанавливает гарантии их соблюдения. Гражданский кодекс РФ устанавливает понятия, виды условия совершения сделок, права и обязанности сторон. Некоторые нормативные акты финансового права также содержат нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» регламентирует вопросы исчисления и уплаты НДС по экспортно-импортным операциям.

Вопросы внешнеэкономической деятельности освещаются так же и в нормативных актах иных отраслей права. В частности, Уголовный Кодекс РФ определяет действия лиц во внешнеэкономической деятельности как преступления (например, уклонение от уплаты таможенных платежей) и устанавливает ответственность за их совершение.

К числу важнейших ныне действующих законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в России, следует отнести:

1.Конституцию Российской Федерации.

2.Федеральный Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г.).

4.Федеральный Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г.).

6.Единый таможенный тариф Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года № 850).

8.Таможенный кодекс Таможенного союза.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1.Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

2.Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3.Единство таможенной территории Российской Федерации.

4.Взаимность в отношении другого государства (группы государств).

5.Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации.

6.Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

7.Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

8.Обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

9.Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации.

10.Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

11.Обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности.

12.Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

13.Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

В зависимости от характера воздействия выделяют экономические и административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Административные меры – меры прямого ограничения экспорта или импорта. Административный метод регулирования ВЭД представляет собой систему организационно-правовых и специальных мер по ограничению, запрету, контролю над импортом или экспортом. Административные методы регулирования ВЭД включают в себя квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, административные барьеры.

Экономические меры воздействуют через экономические интересы. Они связаны с использованием стоимостных категорий – кредиты, налоги, таможенные пошлины. При использовании экономического метода окончательное право выбора импортного или национального товара сохраняется за потребителем. К экономическим методам регулирования внешнеторговой сферы относятся страхование экспортных кредитов, налоговые поощрения участников ВЭД, снижение косвенного налогообложения, предоставление государственных гарантий по экспортным (импортным) кредитам.

Другой распространенной классификацией является деление методов регулирования ВЭД на тарифные и нетарифные.

К тарифным мерам одни специалисты относят таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры, вторые – все виды таможенных пошлин, таможенные сборы и другие виды таможенных платежей.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенный тариф – это систематизированный в соответствии с ТН ВЭД свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Под таможенной пошлиной понимают обязательный платёж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Для смягчения действия тарифных ограничений, дополнительно применяют тарифные квоты – переменные таможенные пошлины, ставки которых зависят от объемов импорта товаров.

Достоинства таможенно-тарифного регулирования проявляются в том, что, во-первых, это очень гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах влиять на экспортно-импортные потоки товаров. Во-вторых, изменение таможенных тарифов позволяет в различных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров, увеличивая, сокращая, стабилизируя их потоки. В-третьих, таможенно-тарифное регулирование - это рыночный механизм, позволяющий достигать поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования – комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.

1.Контроль таможенной стоимости.

2.Валютный контроль.

3.Финансовые меры.

4.Защитные меры.

5.Дополнительные таможенные обложения.

Основное отличие экономических мер от неэкономических (административных и технических) заключается в том, что применение вторых не нацелено на реакцию экономического механизма (рынка), который и генерирует прогнозируемые последствия их применения.

Особым видом нетарифных ограничений являются антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. Общим условием их применения является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз иностранных товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо отрицательно влиять на увеличение объемов их производства.

НДС, акцизы и другие налоги применяются как нетарифные меры регулирования ВЭД для обеспечения защиты интересов отечественных производителей и поддержания конкурентоспособности отечественных товаров.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

2.Количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты.

3.Лицензирование.

4.Добровольные ограничения экспорта.

Из используемых административных мер эмбарго – наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера. Эмбарго – запретительная внешнеторговая квота, квота равная нулю.

Примером постоянного открытого запрета может служить ввоз на территорию Российской Федерации печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видео материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Перечень товаров, запрещенных к ввозу и вывозу дает Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Квотирование – количественное ограничение размеров импорта/экспорта с помощью глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно используется для обеспечения сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств.

Лицензирование – метод государственного регулирования экспортно-импортных операций, осуществляемый на основе выдачи полномочным государственным органом соответствующего разрешения (лицензии). Порядок применения лицензирования внешнеторговых операций в России определен Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральным законами и правовыми актами.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

1.Национальные стандарты, системы сертификации продукции.

2.Требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами.

3.Требования экологического характера.

4.Требования к упаковке и маркировке товаров.

Основным международным документом, регулирующим применение технических барьеров, является Соглашение по техническим барьерам и торговле в рамках ВТО. Несмотря на то, что за национальными государствами закреплено право самостоятельно определять степень и порядок защиты жизни своих граждан, животных, растений или окружающей среды на своей территории, считается недопустимым, чтобы их действия в сфере установления технических барьеров препятствовали выработанным правилам международной торговли.

В соответствии с законодательством РФ государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Страница 1

Файл

Диссертационная работа, исследование. Целью диссертационной работы является системное исследование уголовно-правовых и криминологических проблем экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Социально-правовое и криминологическое исследование. Общая характеристика работы. Актуальность темы исследования.

Аналізу мінливості кількісних ознак клітин гібридів першого покоління від схрещування пшениці з житом

Біологічний факультет Кафедра генетики та молекулярної біології ЗВІТ Аналізу мінливості кількісних ознак клітин гібридів першого покоління від схрещування пшениці Альбатрос з житом Харківське (Тритикале) Тритикале — озима або яра злакова рослина

История мировых цивилизаций

История мировых цивилизаций - билеты с ответами по ИМЦ.

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Концепция О.С. Газмана. Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом. Цель и принципы воспитания. Понятие «воспитание».

Государственный контроль качества образования

Закон Республики Башкортостан об образовании. Правовое регулирование дополнительного образования. Профессиональное обучение: понятие и правовое регулирование. Документы об образовании и об обучении. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Территория науки, 2013, № 2

Марченкова Л.М., Мерцалова А.И.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ: НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Орловский государственный институт экономики и торговл Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: государственное регулирование,

внешнеэкономическая деятельность, мировая экономика.

Аннотация: в статье рассматриваются направления и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России.

Keywords: government regulation, trade, the global economy.

Abstract: The article discusses trends and features of state regulation of foreign trade activities of Russia.

Интернационализация мировой экономики, расширение границ международного экономического сотрудничества приводит к ускорению интеграционных процессов в мире. В это связи возрастает и роль внешнеэкономической деятельности стран.

К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся:

Внешнеторговая деятельность;

Международное разделение труда;

Производственная специализация и кооперация;

Валютные и финансово-кредитные операции;

Отношения, возникающие с международными организациями.

Международное движение товаров, работ, услуг, капиталов,

технологий является существенным фактором экономического развития страны, что приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов в стране. Кроме того, ускоренное развитие мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и требует повышение роли и совершенствования функций государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В это связи возрастает значимость государственной политики в области регулирования внешнеторговых отношений. Экономика стран интенсивно развивается и совершенствуется, что заставляет страны регулярно переоценивать и изменять цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.

Территория науки, 2013, № 2

Необходимо заметить, что вопросы стимулирования

экономического развития, осуществления государственной

внешнеторговой политики имеют в настоящее время актуальное и научно-практическое значение.

Государственное регулирование внешнеэкономической

деятельности (ВЭД) осуществляется специальными государственными учреждениями и включает систему мер, законодательного, исполнительного и контролирующего воздействие в целях обеспечения эффективного внешнеэкономического развития, стимулирования развития экспорта и импорта, а также повышения притока иностранного капитала.

Государственное регулирование ВЭД включает следующие составляющие: сущность, конкретные направления, формы и

масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.

Для обеспечения Государственного регулирования внешнеэкономической деятельности необходима разработка эффективных и гибких программ, способных решать любые проблемы возникающие во ВЭД. Программы государственного регулирования ВЭД предполагает разработку инструментов государственного регулирования. Программы должны удовлетворять условиям применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности обоснования необходимости их применения. Государственное регулирование ВЭД включает различные направления регулирования деятельности, затрагивает интересы разных стран, изменяет мотивацию внешнеэкономического поведения субъектов. Поэтому разрабатываемые программы должны учитывать, какие группы участников ВЭД выиграют, а какие проиграют от осуществления этих программ, какие новые проблемы могут возникнуть и как они отразятся на социально-экономическом положении страны.

Основными целями регулирования ВЭД России в настоящее время являются:

Оказание необходимой поддержки отечественным предприятиям для их обеспечения современными машинами, оборудованием, технологиями, минерально-сырьевыми ресурсами;

Территория науки, 2013, № 2

Поддержание и усовершенствование торгово-политического сотрудничества с зарубежными странами; расширение участия России в интеграционных процессах;

Долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;

Обеспечение эффективной валютной, таможенной,

миграционной и др. защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации.

В России можно выделить следующие направления внешнеторговой политики: ориентация преимущественно на экспорт, ориентация преимущественно на импорта. В настоящее время наиболее эффективным направлением интеграции России в мировую экономику является ориентация на активный рост экспорта.

Используемые государством методы регулирования

внешнеторговой деятельности представлены на рисунке 1.

Тарифные методы регулирования предполагает применение таможенного тарифа и таможенных пошлин. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к различным товарам, пересекающим таможенную границу страны. Таможенные тарифы можно подразделить на импортные и экспортные. Содержание импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф направлен на регулирование экспорта товаров. Экспортный тариф применяют отдельные страны, обладающие особыми природно-климатическими особенностями, природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины, как правило, способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Экспортные пошлины применяются государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, а также как средство ограничения вывоза определенных групп товаров.

Территория науки, 2013, № 2

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАРИФНЫЕ НЕ ТАРИФНЫЕ

система таможенных пошлин, применяемых в данном государстве прямые (количественные) * квотирование / контингентирование * лицензирование * добровольное ограничение экспорта * антидемпинговые пошлины * компенсационные пошлины и сборы косвенные (не количественные)

скрытые ♦ стандарты (технические; санитарные; ветеринарные) ♦ администр. и таможенные формальности финансовые ♦ импортные депозиты ♦ субсидирование экспорта ♦ кредитование экспорта

паратарифные

Таможенные сборы

Внутренние налоги и сборы (НДС)

Декретированная таможенная оценка

Рисунок 1 - Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф предполагает использование ставок таможенных пошлин способствующих повышению цены товара. Таможенные пошилины применяются в целях защиты национальных производителей от более дешевых и качественных иностранных поставщиков товара. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза. Размер применяемых таможенных ставок с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий утверждается постановлениями правительства РФ.

Для регулирования внешнеторговой деятельности используют разный уровень таможенных пошлин, который применяется в отношении отдельных групп стран, кроме того используют лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями

Территория науки, 2013, № 2

таможенного законодательства. Тарифы могут пересматриваться по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, а также на основе предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

Выделяют следующие виды таможенных пошлин:

Адвалорные таможенные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

Специфические таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

Комбинированные таможенные пошлины, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Специальные таможенные пошлины, применяются для защиты отечественных производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров; кроме того они используются в ответ на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;

Антидемпинговые таможенные пошлины, применяются для предотвращения ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

Компенсационные таможенные пошлины, применяются в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли

Сезонные таможенные пошлины, устанавливаются правительством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин);

Особые виды пошлин, применяются в результате расследования, проводимого в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.

На все товары, ввозимые, на таможенную территорию Российской Федерации определяется таможенная стоимость, которая декларируется при перемещении товара через границу России. За правильностью определения таможенной стоимости, Таможенный орган РФ осуществляет контроль, устанавливает порядок и условия

Территория науки, 2013, № 2

заявления таможенной стоимости ввозимых товаров.

Существуют различные способы осуществления таможенной стоимости товара: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; путем сложения стоимости; с использованием резервного метода.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой следующие меры: квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, налоги на экспортноимпортные операции, субсидии, административные барьеры.

Административные и экономические меры ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью ограничения, касающихся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, а также условий их производит и реализации, например, технические стандарты, «унитарные нормы, требования к упаковке и т.п.

Регулирование иностранных инвестиций, также является важнейшим направлением внешнеэкономических отношений. В настоящее время процессы международного движения капитала охватывают все большее число стран. При этом большинство стран мирового хозяйства одновременно выступают экспортерами и импортерами капитала.

В настоящее время в процессах межгосударственного движения капиталов имеется устойчивая тенденция к ежегодному росту. Необходимо отметить, что во многих странах мира наблюдается опережение динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

На процесс международного движения капитала государство может воздействовать следующим образом:

Создание определенной системы, направленной на привлечение стимулирование и контроль за осуществлением иностранных инвестиций в национальную экономику.

Создание институциональных структур и комплекс реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Несмотря на то, что либерализация мировой экономики способствует повышению степени открытости экономик, в тоже время все страны осуществляют жесткий контроль за движением иностранных инвестиций, поскольку импорт капитала означает

Территория науки, 2013, № 2

привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику. В свою очередь иностранные инвестиции расширяют возможности накопления капитала в стране и улучшают условия ее экономического роста. Однако, если не осуществлять регулирование иностранных инвестиций, то их чрезмерные объемы и не контролируемое вливание может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, а также, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на создание благоприятных условия для привлечения иностранного капитала в страну.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться льготный режим, а также налоговые льготы, изменение налоговых ставок, налоговые каникулы; получение займов и кредитов; выделение средств на подготовку и переподготовку кадров; улучшение инвестиционного климата; создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В целом систему мер государственного регулирования можно представить на Рисунке 2.

Следующим направлением государственного воздействия является регулирование процесса вывоза капитала за рубеж. Выделяют следующие виды вывоза капитала: прямые и портфельные инвестиции, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах.

Причинами вывоза капитала может быть не только увеличение прибыли, но и для сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. Таким образом, происходит "утечка" капитала за границу, причиной которой является отсутствие благоприятного инвестиционного климата. На формирование благоприятного инвестиционного климата оказывает влияние политическая обстановка в стране, инфляция, безработица, налоги и т.д. Кроме того, капитал может вывозиться за границу как официально, так и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

Территория науки, 2013, № 2

Рисунок 2- государственное регулирование иностранных инвестиций

Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. Экономисты выделяют следующие разновидности незаконного перемещения капитала из страны:

1) вывоз капиталов из России полученных в результате незаконного предпринимательства;

2) вывоз из России капиталов, полученных в результате законной экономической деятельности, но незаконным способом;

3) вывоз из России капиталов, полученных в результате преступного незаконного предпринимательства;

Законное движение капиталов за пределы России имеет место, когда капитал получен в результате законной деятельности, а также осуществляется законный вывоз его за границу. К законному

Территория науки, 2013, № 2

движению капитала можно отнести: инвестирование российских капиталов в экономику других стран, внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемую в полном соответствии с российским законодательством, и др.

В настоящее время в России проводятся мероприятия направленные на повышения инвестиционной привлекательности страны, а также на улучшение инвестиционного климата.

В целом внешнеэкономическая деятельность имеет следующие важные моменты, связанные с изменением процессов государственного регулирования основных форм

внешнеэкономических отношений. В последние годы таможенный тариф России неоднократно изменялся, он становился небольшим и протекционистским для отдельных товаров. Таможенные пошлины в настоящее время весьма дифференцированы, с целью поощрения вывоза товаров, производство которых собирались развивать, и сдерживания ввоза товаров, производство которых в стране может быть эффективным.

В настоящее таможенное регулирование подвергается большим изменениям, с целью обеспечения более эффективного управления внешнеэкономическими процессами. Правительство сократило количество таможенных пошлин, которые назначаются не на отдельные товары, а на крупные товарные группы.

Развитые страны, являющиеся членами ВТО, имеют достаточно низкий средний уровень таможенного обложения, поэтому после вступления России в ВТО произошло снижение таможенных пошлин.

В этих условиях необходимо разработать комплекс мер, связанных с нетарифным регулированием. Поскольку мировая практика показывает, что при снижении таможенных пошлин, страны пытаются их заменить применением различного рода нетарифных барьеров.

Исходя из вышесказанного, можно выделить важнейшие на наш взгляд проблемы внешнеэкономической деятельности. К ним относятся:

Усовершенствование законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;

Создание наиболее эффективных программ развития экспорта товаров;

Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в стране;

Территория науки, 2013, № 2

Организация эффективной межгосударственной банковской деятельности для обеспечения кредитования и страхования экспорта продукции;

Создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортноимпортных перевозок;

Совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей;

Осуществления эффективного и современного контроля за качеством и безопасностью товаров, поступающих в Россию.

Список литературы

1. Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы: [Текст]. / Л. Абалкин // Вопросы экономики. 2011. №7. С.13-29.

2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон: [принят Гос. Думой 25 февр. 1999г.; с изм. и доп. от 2 янв. 2000г. 22 авг.2004 г. ] //СЗ РФ. - 1999. - №9. - Ст. 1096.

3. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 9 июля 1999г.; с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 дек. 2003 г.]// СЗ РФ. - 1999. - №28. - Ст. 3493.

4. Прямые иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: -http://ru.wikipedia.org

5. Привлечение иностранных инвестиций в Россию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.investments2.ru.

6. Рудакова, О.В. Россия: уровень экономического развития и участия в мировом хозяйстве [Текст]. / Международная научнопрактическая Интернет-конференция (Орел, 17 октября 2011г.): Россия в системе мирохозяйственных отношений / под ред. Рудаковой О.В. -Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2011.- С. 6-14.

Назарова Г.Н., Самохина Т.А.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ

Воронежский экономико - правовой институт

Ключевые слова: стратегии маркетинга, информационные

технологии, маркетинговые инструменты.

Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире и в условиях рыночного хозяйства, представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Целями такого регулирования является специализация и приспособление ВЭ комплекса страны к изменяющим условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решение национальных стратегических и тактических задач. В целом, целями по оптимизации управления ВЭД являются:

  • 1) интеграция в МХ;
  • 2) развитие прогрессивных видов и форм ВЭД;
  • 3) совершенствование модели сотрудничества с другими странами и расширение его на основе производственно-инвестиционной модели;
  • 4) совершенствование товарной структуры экспорта и импорта;
  • 5) увеличение доходов от ВЭД;
  • 6) обеспечение контроля за интересами государства и национальной безопасности;
  • 7) упрощение процедуры внешнеторговых операций и т.д.

Отсюда функцией государственного управления, прежде всего, является разработка концепции ВЭД.

Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности.

Государственное регулирование ВЭД обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена обязанностью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. В частности, любое государство при регулировании ВЭД не должно ущемлять интересов других стран, правильно действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются с одной стороны потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций. Кроме этого все государства используют различные методы ограничения действий конкурентов своих национальных фирм, т.е. создают препятствия для проникновения на внутренний рынок более жесткие условия их функционирования, определенные запреты, повышенные экологические требования и т.д.

Образование региональных интеграционных группировок привело к тому, что наряду с регулированием на национальном уровне, начало осуществляться регулирование ВЭД внутри региональных группировок, т.е. на региональном уровне.

В конце 50-60 гг. XX века после образования, на основе римского договора Европейского Экономического Сообщества, начался процесс унификации, гармонизации нормативной базы стран - членов ЕЭС и в этот период начала складываться политика коллективного протекционизма. Отдельные государства, а так же региональные интеграционные группировки активно используют политические средства для поддержки своих экспортеров.

К примеру, США и ЕС заключили договор о сотрудничестве по вопросам политики в области конкуренции. С обострением конкуренции на мировом рынке, расширяется арсенал использования замаскированных средств для поддержки своих экспортеров. Таким образом, государственное регулирование ВЭД включает её финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля, определение политики в области сертификации товаров, в связи их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Итак, целью государственного регулирования является создание правовых экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех уровнях. Для решения этой цели необходимо решение комплекса задач не только в законодательстве, но и во внешнеэкономической сфере, внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т.д.

При решении задач в названных сферах любое государство должно соблюдать сложившиеся в международной практике принципы:

  • 1) учет требований международных организаций;
  • 2) либерализация внешней торговли;
  • 3) торговля по мировым ценам;
  • 4) существование реального валютного рынка;
  • 5) сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами

В целом, регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности.

Новое на сайте

>

Самое популярное