гурчева татьяна
Экологический проект в старшей группе «Перелетные птицы»
Экологический проект «Перелетные птицы »
Старшая группа
Составила : воспитатель Гурчева Татьяна
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели, муз. руководитель.
По доминирующей деятельности : познавательный, игровой, творческий.
По продолжительности : краткосрочный (4 недели)
Постановка проблемы :
На нашей планете в последнее время все чаще наблюдаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого-расточительная, часто безграмотная. Деятельность человека в природе. Поэтому. Чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы- педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить осознавать то, что не имеем право уничтожать созданное природой и то, что, уничтожая природу, мы уничтожаем себя.
Поведенный мониторинг показал, что не все дети знают, какую пользу приносят птицы , а также то, что для птиц вредно , а что полезно.
Приобщение дошкольников к экологической культуре невозможно без знакомства с культурой своего народа. Заучивание закличек, потешек, прибауток погружает детей в истоки народной культуры. А ведь именно через фольклор передавались из поколения в поколение знания об окружающем, в том числе и о природе : в них фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года.
Поэтому было решено познакомить детей с перелетными птицами через связь с русскими народными обычаями и обрядами.
Цель проекта : формирование у детей представлений об особенностях жизни
перелетных птиц , развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам ; развитие у детей интереса к народной культуре.
Задачи проекта :
Расширить и закрепить представления о внешнем виде и образе жизни перелетных птиц ;
Познакомить с понятиями лететь «клином» , «цепочкой» , «стаей» ;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
Воспитывать интерес к живой природе, развивать наблюдательность;
Вызвать интерес к устному народному творчеству (заклички, потешки, хороводные песни и т. д.)
Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, чтение худ. литературы, музыка, худ. творчество, социализация.
Ожидаемый результат :
У детей сформируются знания о перелетных птицах ; устойчивый интерес к живой природе;
Знание детьми у. н. т. ;
Создание презентации «Перелетные птицы »
Применение полученных знаний в продуктивной деятельности.
Этапы проекта :
1. Организационный.
Проектная
деятельность Задачи Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме Определить актуальные знания детей о перелетных птицах За неделю до начала проекта
Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Изготовление и подбор дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядностями В течение недели до начала проекта
Написание конспекта НОД Планирование предстоящей работы В течение недели до начала проекта
2 этап. Планирование деятельности.
Д/и «Назови перелетных птиц » «Птицы и птенчики » «Ай да птица » Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов
Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , Г. Снегирев «птицы наших лесов » , В. Бианки «Синичкин календарь» , «Чей нос лучше» , стихи. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Развивать выразительность и красоту речи.
П/и «птицы-гнезда » , «Стайка» , «Птички в гнездышках» , «Жаворонки» Учить детей подражать голоса птиц
Загадки о перелетных птицах Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении
Составление рассказа по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова Развивать связную речь. Активизировать словарный запас
Аппликация «Перелетные птицы » Учит изображать птиц с помощью аппликации
Выставка книг по теме «Перелетные птицы » с иллюстрациями Формировать интерес к книге.
Беседы о жизни перелетных птиц Формировать знания об образе жизни перелетных птиц
Аппликация нетрадиционной формы Продолжать учить передавать характерные особенности птиц с помощью аппликации
Заучивание потешек, закличек, пальчиковых игр Развивать выразительность речи, моторику рук
Создание вместе с родителями альбома для рассматривания «Перелетные птицы » , создание презентации с аналогичным названием Обобщить представления о характерных особенностях перелетных птиц
3 этап. Заключительный.
Проектная деятельность задачи
Показательное мероприятие «Летят перелетные птицы » Обобщить представления о характерных особенностях перелетных птиц
Выставка рисунков и аппликаций Представить результат творческой деятельности
Презентация «Перелетные птицы » Способствовать желанию рассказывать о птицах ,выражать свои чувства и мысли
Оценка результатов деятельности :
В ходе реализации проекта «Перелетные птицы » достигнуты определенные результаты :
Сформированы устойчивые знания о жизни перелетных птиц и значении их в природе и жизни людей;
Создан интерес к устному народному творчеству;
Установились партнерские отношения между детьми и родителями.
Т е м а п р о е к т а
« П е р е л е т н ы е п т и ц ы»
Цель проекта: обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.
Задачи проекта:
Физическая линия развития
- Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
- Развивать мелкую моторику.
- Совершенствовать координацию движений.
Социально-моральная линия развития
- Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения.
- Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки.
Эмоционально-ценностная линия развития
- Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности.
Познавательная линия развития
- Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.
Речевая линия развития
- Способствовать активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
- Развивать понимание и использование в речи грамматических средств (учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
- Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи)
Художественно- эстетическая линия развития
- Воспитывать интерес к народному творчеству.
Креативная линия развития
- С целью развития мыслительных способностей формировать умение задавать вопросы.
Прогнозируемый результат: этот проект позволит развить у детей познавательный интерес к жизни птиц, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Длительность проекта: 17дней
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
План реализации проекта:
1 этап – мотивационный (2 дня)
2 этап – информационный (4 дня)
3 этап – репродуктивный (4 дня)
4 этап – итоговый (3 дня)
5 этап – творческий (3 дня)
6 этап – рефлексивно-оценивающий (1день)
Первый этап (мотивационный) Можно все сделать, стоит только захотеть. Задачи педагога на этапе: - Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей. Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка группы. | |
Виды деятельности | Цель |
Тематическое | Дать знания о том, как в мире отмечается данный праздник. Расширить представление детей о птицах, закрепить характерные особенности зимующих и перелетных птиц. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями происходящими в природе. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах. |
Наблюдения за птицами | Учить замечать происходящие изменения в природе, устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, отмечать какие изменения произошли в жизни птиц. |
А.Толстой «Сорока» Н.Сладков «Скворцы- молодцы», «Вежливая галка» | Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений. |
Практическая деятельность « Птиц мы встречаем – вкусной едой угощаем». | Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им. |
Совместно с детьми и родителями организовать выставку книг о птицах. | Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг. |
Виды деятельности | Цель | |
Работа с родителями: Предварительный совместный труд по изготовлению кормушек и скворечников; Познакомить родителей с началом новой темы; Разместить в родительском уголке информацию « Знакомим детей с перелетными птицами» | Дать детям знания о том, что в Международный день птиц взрослые и дети развешивают домики и кормушки для птиц, которые возвращаются домой из теплых стран; Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Воспитывать экологическое сознание и экологическое поведение в природе, эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности. | |
Второй этап (информационный) Не говори «не умею», а говори «научусь». Задачи педагога на этапе: - Способствовать развитию у детей желания познавать новое; Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения воспитателя; Развивать познавательный интерес, творческие способности детей. | ||
Виды деятельности | Цель |
|
Тематическое занятие «Перелетные птицы» | Уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах, об их повадках, образе жизни и отличительных особенностях, воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное. |
|
Чтение художественных произведений: В.Сухомлинский «Грач прилетел»; В.Бондаренко «Журавль вернулся»; Л.Полтава «Где живут наши птицы» И.Бондарчук «Домик для птиц»; К. Перелесная « Ласточка»; Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах. | Воспитывать познавательный интерес к художественным произведениям, закрепить умение внимательно слушать произведение, анализировать содержание. |
|
Экскурсия-поиск птиц в природе | Изучение условий и образа жизни птиц, наблюдения за способами передвижения, питания; слушание пения птиц, формирование умения различать голоса птиц. |
|
Беседа «Встречаем перелетных птиц» | Углубить знания детей о природе родного края, о перелетных птицах, познакомить детей с традициями и обычаями украинского народа, связанных с птицами. |
|
Музыкальные занятия: Разучивание укр. Народной песни «Ой, у вишневому садочку» , песни « Повертайся, ластівко» (муз. В Верменича, слова М.Сигаївського), песни «Зозуленька» (музыка и слова Н.Вересокіної); Разучивание песни-танца « Ой, летіла зозуленька», музыкальной игры « Скворушки»; Слушание романса композитора А. Алябьева «Жаворонок». | Формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности. Развивать образность движений. |
Виды деятельности | Цель |
Познакомить с отличительными особенностями песни следующих птиц (ласточка, грач, скворец, соловей, кукушка, жаворонок). Формировать желание и умение различать птиц по голосу. |
|
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Угадай птицу», «Кто что ест?», «Найди птенца», «Чье гнездо?», «Угадай по голосу», «Кто требует нашей заботы?». | Закрепить знания о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, пояснить их зависимость от природных условий, людей. Воспитывать заботливое отношение к птицам. |
Экскурсия по страницам фотоальбома « Перелетные птицы» | Развивать у детей познавательный интерес к образу жизни перелетных птиц. |
Заучивание стихотворений о птицах. | Формировать у детей умение передавать характерные особенности птиц в стихотворной форме, воспитывать интерес к художественному слову. |
Техника безопасности | Познакомить детей с правилами поведения с птицами ближайшего окружения, объяснить небезопасность общения с незнакомыми и больными птицами. |
Работа с родителями: Предложить родителям информационную консультацию «Встречаем перелетных птиц» | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний о перелетных птицах. |
Третий этап (репродуктивный) Это же просто, у тебя выйдет! Тот, кто уверен в себе, в своих силах, много чего может сделать для себя и для людей. Задачи педагога на этапе: Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями; Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской деятельности с радостью и гордостью; Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество; Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными предыдущими достижениями. | |
Виды деятельности | Цель |
Составление описательных рассказов о птицах. | Закреплять умение детей составлять описательные рассказы о птицах (внешний вид, отличительные особенности, чем питается, где живет, какие гнезда строит, как заботится о своем потомстве, какую песню поет, особенности взаимодействия с человеком); развивать связную речь, обогащать словарь. |
Дидактические игры: Разложи птиц по месту обитания; Узнай птицу по описанию; Назови птенцов. | Закрепить знания детей о птицах. |
Виды деятельности | Цель |
||
Конструирование из бумаги «Грачи прилетели» | Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме. Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки. Учить украшать поделку,« оживлять» ее с помощью рисования или аппликации. Развивать интерес к искусству оригами. |
||
Изготовление книжек-малюток « Птицы – наши друзья» | Учить отражать в содержании книжек-малюток знакомую информацию о перелетных птицах, оформлять ее красочно, в привлекательном виде. |
||
Рисование птиц. | Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида птицы. |
||
Лепка жаворонков из соленого теста. | Приобщать детей к народным традициям и обычаям. |
||
Подвижные игры: « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются. « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями. « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши». « Летал, летал воробей » - народная игра. | Развивать образность движений, формировать интерес к двигательной активности. |
||
Музыкальная игра «Птичья мелодия» | Учить детей подбирать звучание разных музыкальных инструментов к образу той или иной птицы. |
||
Изготовление стенгазет: -«Международный день птиц», -«Это интересно знать!» (необычные факты из жизни перелетных птиц), -«Как мы птиц встречали» (фоторепортаж) | Учить детей применять свои знания при составлении различных видов газет. |
||
Экспериментальная деятельность. Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых их делают. | Формировать у детей познавательную активность. | ||
Прогулка. Развесить кормушки на деревьях, растущих вокруг детского сада. Насыпать в кормушки корм, крошки, зернышки. | Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им. | ||
Работа с родителями. Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о перелетных птицах | Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Обеспечение преемственности в закреплении у детей знаний о перелетных птицах. | ||
Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний) Мудрым никто не родился, а научился. Задачи педагога на этапе:
| |||
Виды деятельности | Цель |
||
Игра-викторина «Что мы знаем о птицах». | Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, их сезонном поведении. |
||
Вечер загадок «Наши пернатые друзья». | Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, |
||
Дидактические игры: « Разбери птиц » « Четвертый лишний » (какая птица лишняя?) « Кто чем питается? » (подобрать корм) «Найди свою группу» | Закреплять умение классифицировать птиц на перелетных, зимующих. Учить сравнивать и обобщать. |
||
Разгадывание с детьми кроссвордов о перелетных птицах. | Закрепить знания у детей названий птиц, особенностей их внешнего вида. |
||
Самостоятельная художественная деятельность. Рисование на тему «Моя любимая птица» | Закрепить умение передавать в рисунке образ птицы, ее характерные особенности. |
||
Музыкальная дидактическая игра | Закрепить умение различать птиц по голосу. |
||
Инсценировка для детей младшей и средней групп « С птицами я дружу, и о них я расскажу». | Закрепить умение детей передавать свои знания о перелетных птица в театрализованной деятельности. |
||
Дидактическое упражнение «Узнай птицу». | Закрепить у детей умение с помощью вопросов угадывать птицу. |
||
Игра-путешествие « В гости к птицам» | Закрепить знания детей о птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, |
||
Пятый этап (творческий) Не бойтесь мечтать, фантазировать и творить! Задачи педагога на этапе:
| |||
Виды деятельности | Цель |
||
«Составление творческих рассказов на темы «Моя любимая птица», « Что интересного я знаю о грачах» «Один день из жизни ласточки…», «Эта удивительная птица - соловей» и др.. Виды деятельности | Учить применять полученные знания о перелетных птицах при составлении творческих рассказов. Развивать речевую активность детей, творческое воображение и фантазию. Цель |
||
Творческие изображения птиц с использованием нетрадиционных техник(крупы, ткани, ниток, перьев, глины, теста, термомозаики). | Развивать творческие изобразительные навыки при передаче образа перелетной птицы. |
||
Придумывание сказки на тему « Необычное путешествие ласточки». В работе использовать знакомый детям алгоритм создания сказки – взрослый поэтапно рисует сюжет сказки, придуманной детьми. | Развивать у детей творческое воображение. | ||
Привлечь детей к оформлению фотоальбома « Птицы - наши друзья». | Формировать у детей позитивные эмоции при выполнении творческой деятельности. | ||
Совместно с детьми разработать эскизы костюмов птиц к празднику. | Развивать у детей желание проявлять дизайнерские умения в практической деятельности. | ||
Изготовление птиц из бумаги в подарок малышам. | Развивать творческие навыки по конструированию из бумаги при передаче образа перелетной птицы. | ||
Конкурс на лучшего чтеца стихов о птицах. | Развивать навыки выразительности речи, формировать положительный эмоциональный настрой. | ||
Работа с родителями. Организовать конкурс «Лучший стоп-кадр» (фотография птицы) | Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Создать благоприятную атмосферу для развития творческих способностей детей. | ||
Шестой этап (рефлексивно-оценивающий) Замечаем и радуемся успехам каждого. Задачи педагога на этапе: Научиться характеризовать как свое личное развитие, так и умственное, моральное развитие воспитанников; Отобрать для дальнейшей работы педагогические методы и приемы, давшие наилучшие результаты. | |||
Тематический праздник птиц. | Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам. Расширять кругозор детей о народных праздниках. Развивать связную речь, способствовать активизации словаря. Обучать детей элементам словотворчества. Развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам речевой деятельности. Обогащать эмоционально-чувственную сферу. |
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Сроки проведения: 15.03.2015 - 31.03.2015 года.
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Количество участников проекта : воспитатели, дети - 13 чел., родители - 8 чел.
Возраст детей : 5-6 лет.
Актуальность реализации проекта. В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относится к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.
Гипотеза: можно предположить что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми
Цель проекта : Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания.
Задачи проекта:
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни.
- Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
- Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
- Раскрытие творческого потенциала семьи;
- Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.
1 этап: Подготовительный.
- Создание развивающей среды в группе;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
- Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;
2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми.
- Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций
- Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
- Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
- Разучивание потешек, закличек о птицах.
- Занятия: Ознакомление с окружающим «Наши друзья пернатые»; Развитие речи «Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы»; Рисование «Ласточка»(акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши); Аппликация (модульная) «Лебедь»; Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь»; Лепка из пластилина «Перелётные птицы».
- Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
- Просмотр презентации о перелётных птицах.
- Рассматривание научной литературы.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ С ДЕТЬМИ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОМ
Задачи:
- Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
- Называть перелётных птиц.
- Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.
Организация игровой деятельности детей. Перечень игр и упражнений: «Чего не хватает?»; «Узнай по тени»; «Кого не тало»; «Сравни птиц»; «Чей домик?»; «4-й лишний»; «Разрезные картинки»; «Нарисуй по точкам»; «Что сначала, что потом»; «Дорисуй то, чего не хватает»; «Построй по образцу»; «Придумываем перелётных птиц».
Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, подкармливание птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.
Приложение 1. Проект в ДОУ «Перелётные птицы».
Приложение 2. Презентация.
Проект «Перелётные птицы»
Старшая группа №2
Возраст детей: 5-6 лет
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: с 16.10 - 27.10.2017 г.
Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами,выбрано нами не случайно. Мы так привыкли к птицам, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на их полёт, человек всегда стремился в небо. Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы глубоко убеждены, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста.
Цель проекта:
Создать условия для расширения и углубления представлений детей о разновидностях перёлётных птиц,формировать бережное отношение к ним.
Задачи:
Познавательное развитие:
Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
Речевое развитие :
Активировать в речи названия птиц и птенцов.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
Социально-коммуникативное развитие:
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Развивать ролевое взаимодействие.
Художественно-эстетическое развитие:
Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
Этапы:
1 Подготовительный
2 Основной
3 Завершающий
Действия педагогов | Действия детей | Действия членов |
|
Подготовительный (формулировка проблемы Планирование, прогнозирование результатов,продуктов проекта) Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи. Методическое обеспечение проекта. Информационное обеспечение проекта. Обеспечение проекта наглядными материалами. Планирование предстоящей работы. | Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед,опросов. Демонстрация иллюстраций по теме. Подбор художественной литературы, видеофильмов, обучающих мультфильмов, музыкальных произведений зарубежных композиторов (М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Пляска птиц»); Изготовление, подбор дидактических пособий по теме консультации. | Рассматривают иллюстрации. Обсуждают, Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов. | Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований -птицами. Читают предложенную художественную литературу. |
Основной (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц. Развивать выразительность речи, моторику рук. Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи. | Проведение занятий,бесед о перёлётных птицах; Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации; Подбор игр; Участие в играх вместе с детьми. Организация конкурса рисунков; Подготовка и проведение конкурса чтецов. | Знакомство с птицами; Экскурсия в парк и по территории детского сада. Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах; Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах; Пение песен «Андрей-воробей» Е.Телечеевой, «Где зимуют зяблики?» М. Пляцковский, «Птичий дом». Ю.Разумовский. Сочинение рассказов,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» (теневые изображения); Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх («Совушка», «Коршун мыши»). Конкурс чтецов: «Поэтические строки о птицах». | Участие в экскурсии; Помощь в изготовлении фигурок, теневых изображений птиц. Чтение стихов о птицах. Загадывание загадок о птицах. Участие в играх; Помощь в изготовлении пособий к играм Участие в конкурсе рисунков; Помощь в изготовлении декораций; Участие в конкурсе чтецов: «Поэтические строки о птицах. |
Завершающий (подведение итогов) Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности. | Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует выставку детских работ для родителей и детей. Викторина «День птиц» Организуют обсуждение новых знаний и умений. Принимают решение о перспективах проекта. | Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. Участие в викторине «День птиц» | Знакомятся с продуктами детской деятельности. |
Фотоотчёт:
Составление рассказов по сюжетным картинкам
Подготовка к выставке «Птицы»
Лепка пластилином «Птицы» (снегирь и синица)
Коллективный коллаж «Птицы - наши друзья»
Подвижная игра «Коршун и мыши»
Викторина «Что я узнал интересного о птицах»
«День Синички» в нашей группе
Выставка поделок с родителями «Такие разные птицы»
Заключительный этап
- Выставка детских рисунков «Птицы наши друзья»
- Изготовление коллективного коллажа «Перелётные птицы»
- Проведение викторины «Что я узнал интересного о птицах»
Результаты проектной деятельности:
- у детей значительно увеличился активный словарь по теме «Перелётные птицы»;
- дети стали бережнее относиться к птицам, сделали выводы, что надо заботиться о них в зимний период времени;
- все родители были привлечены к воспитательному процессу.
Антонина Железнова
Познавательный проект «Весна шагает по планете. Перелётные птицы»
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Актуальность реализации проекта .
В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относится к природе, то они погубят нашу планету . А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Проблема и гипотеза.
В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах , особенностях их жизни.
Гипотеза : можно предположить, что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми.
Цель проекта :
Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц ;
Развитие познавательного интереса к родной природе;
Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам ;
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными обычаями и традициями.
Задачи проекта :
Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелетных птиц ;
Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания : чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелета ;
Познакомить детей с понятиями : лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» ;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи-зазывалки, потешки, хороводные песни и т. д.) ;
Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Ожидаемые результаты :
У детей сформируются знания о жизни перелетных птиц ;
У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе, к культуре русского народа;
Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно-прикладного искусства народа;
Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности;
Создание презентации «Перелетные птицы »
Этапы проекта :
1 этап : Подготовительный.
Определить актуальные знания детей о перелетных птицах ;
Создание развивающей среды в группе;
Подбор дидактических игр;
Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
2 этап. Планирование деятельности .
Д/и «Назови перелетных птиц » , «Назови птенцов перелетных птиц » , «Ай да птица , что за птица !» Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов
Чтение рассказов :
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , Г. Снегирев «Птицы наших лесов » , В. Бианки «Синичкин календарь» , «Чей нос лучше» . Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Развивать выразительность речи.
П/и «Птицы , гнезда, птенцы» , «Стайка» , «Птица раз , птица два » , «Птички в гнездышках» , «Бабка-Ёжка» , «Жаворонок» , «Утица» . Учить детей подражать голосу птиц
Загадки о перелетных птицах . Учить детей отгадывать загадки о перелетных птицах , построенные на описании и сравнении.
Составление рассказа по картине А. К Саврасов «Грачи прилетели» . Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.
Лепка из соленого теста и роспись «Жаворонок» . Учить детей лепить птицу , передавая овальную форму ее туловища, передавая форму головы , клюва. Развивать образное представление. Познакомит детей с видами росписи птиц «жаворонков» .
Консультация для родителей «Хочу все знать» . Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Перелетные птицы » .
Аппликация «Перелетные птицы » , «Ждем гостей» (объемная аппликация с элементами конструирования) . Учить создавать изображение птиц с помощью аппликации. Учить правильно создавать композицию.
Выставка книг по теме «Перелетные птицы » с иллюстрациями. Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.
Беседа о жизни перелетных птиц , чем питаются, где выводят потомство, зачем птицам перелет в теплые края . Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Аппликация нетрадиционной формы для выставки в детском саду «Грач» , «Ласточка» , «Лебеди» , «Ледоход» . Продолжать учит передавать характерные особенности птиц с помощью аппликации».
Заучивание потешки «птички-невелички» , закличек «жаворонушки» , «Весна- весна красная » , пальчиковая гимнастика «птицы » Развивать выразительность речи, моторику рук. Учить плавным движениям во время хороводной песни.
3 этап. Заключительный
Проектная деятельность Задачи
Развлечение «Жаворонки прилетите – весну красную принесите » Обобщить и систематизировать знания о перелетных птицах . Формировать устойчивый интерес к живой природе, к русскому фольклору.
Выставка детских работ. Представить результат творческой деятельности детей.
Презентация диска «Перелетные птицы нашего леса » Способствовать желанию рассказывать о птицах , выражать свои эмоции.
В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями;
Расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц ; увеличится словарный запас по данной теме;
Пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах .
В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, подкармливание птиц ) .