Домой Производство ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение. История умпо и его структура

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение. История умпо и его структура

Введение санкций в отношении России стало импульсом для введения импортозамещения в экономике, и в том числе в оборонно-промышленном комплексе. Нельзя сказать, что прошедший год стал простым для гособоронзаказа в силу его объема и сложности. Об этом еще в начале прошлого года в своем блоге в Twitter писал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Тем не менее, возможности российского ОПК подстроились к внешним условиям благодаря своей истории и программе поддержки, разработанной правительством. Так, Государственная программа вооружений до 2020 года предусмотривает более 19 трлн рублей.

ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (входит в АО «ОДК» Госкорпорации Ростех) разработало уникальный испытательный стенд для определения пропускной способности сопловых аппаратов вертолетного двигателя типа ВК-2500, выпускаемого ОДК по проекту импортозамещения.

Испытательная установка полностью спроектирована и собрана в ПАО «УМПО». В процессе ее создания принимали участие конструкторские службы, отдел главного механика, отдел автоматизированных систем управления технологическими процессами, строительное управление, производственные и вспомогательные цехи. Окончательная аттестация стенда состоялась в декабре 2015-го, а с января 2016 года он заработал в полную силу. Для управления комплексом достаточно одного оператора, процесс полностью автоматизирован.

В условиях нестабильных поставок с Украины «Газпром» перенес заказы в Россию и намерен приобрести подрядчика

После начала кризиса на Украине «Газпром» стал сворачивать взаимоотношения с украинскими поставщиками, в частности компания перестала закупать у них газоперекачивающие агрегаты. Теперь заказы ушли на российские заводы, и в капитал одного из них монополист хочет войти. Как рассказал «Известиям» президент Башкирии Рустэм Хамитов, «Газпром» ведет переговоры с ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение » (крупнейший акционер - Объединенная двигателестроительная корпорация, входящая в ГК «Ростех») о создании совместного предприятия на базе АО «Уфа-АвиаГаз» (на 100% подчинено УМПО).

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России. Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром». Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (головное предприятие дивизиона «Двигатели для боевой авиации» Объединенной двигателестроительной корпорации) совместно с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» успешно провели первый в истории российского двигателестроения опыт по изготовлению высокоточной крупногабаритной тонкостенной детали из титанового сплава.

На участке титанового литья ОАО «УМПО» были произведены отливки стойки и центральной части разделительного корпуса перспективного двигателя для гражданских самолетов ПД-14.

Технология, разработанная коллективом МИСиС под руководством заведующего кафедрой технологии литейных процессов, профессора, доктора технических наук Владимира Белова и опробованная на оборудовании УМПО, не имеет мировых аналогов. В отличие, к примеру, от запатентованной во Франции технологии крупногабаритного тонкостенного литья по выплавляемым моделям здесь применяется литье в графитовые стержни. Материал, который используется в работах, - российский, произведён в г. Челябинске.

  • Головное предприятие дивизиона ОДК (входит в ГК «Ростех») «Двигатели для боевой авиации» Уфимское моторостроительное производственное объединение совместно с Уфимским авиационным государственным техническим университетом выпустили первые лопатки газотурбинного двигателя из жаропрочного алюминия.

    В 2013 году удалось получить первые образцы деталей из нового сплава, в этом году из него произведены полноразмерные лопатки компрессора, сообщает пресс-служба предприятия. Следующий шаг - приваривание их к диску методом линейной сварки трением - будет сделан после механической обработки . Все исследования ведутся совместно УМПО и УГАТУ при участии еще одного представителя дивизиона ДБА - НПП «Мотор». Технологию планируется опробовать на разработанном на «Моторе» газотурбинном приводе ГТП-953 и, в случае успешных испытаний, предложить к внедрению в производстве ГТД для боевой авиации., входящей в Ростех) в январе-июне увеличило чистую прибыль на 39,4% к аналогичному периоду прошлого года. ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) и его филиал ОКБ им. А. Люльки завершили технический проект двигателя второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50.

    Технический проект перспективного двигателя (ПД) второго этапа для истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) успешно принят комиссией заказчиков (Министерства обороны РФ и компании "Сухой"). Проект изделия создавался в кооперации конструкторскими службами предприятий дивизиона "Двигатели для боевой авиации" во главе с филиалом ОАО "УМПО" - ОКБ им. А. Люльки. Таким образом опытно-конструкторские работы по изделию выходят на новый уровень.

    Очередными шагами в создании двигателя Т-50 станут разработка, изготовление и испытания демонстраторов и предъявление изделия межведомственной комиссии. В частности, изготовление экспериментальных газогенераторов и демонстраторов планируется начать в первой половине 2014 года.

  • На Уфимском моторостроительном производственном объединении (УМПО), состоялось открытие реконструированного стенда, где будут проходить испытания серийные изделия предприятия. "На данный момент стенд предназначен для испытаний двигателей АЛ-41Ф-1С и АЛ-31ФП, - отметил руководитель дивизиона ДБА, управляющий директор УМПО Александр Артюхов. - Однако в перспективе его можно переоборудовать и для испытания изделий АЛ-31Ф и новых двигателей".

    В дивизионе Объединенной двигателестроительной корпорации «Двигатели для боевой авиации», возглавляемом ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», продолжаются опытно-конструкторские работы по двигателю второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 (перспективного комплекса фронтовой авиации, ПАК ФА), которые должны завершиться после 2015 года.

    На Уфимском моторостроительном производственном объединении в экспериментальном режиме приварили лопатки на моноколесо для перспективного двигателя ПД-14.

    По словам заместителя управляющего директора по инновациям и перспективным программам Владимира Иванова, в работе использована линейная сварка трением, которая относится к числу критических технологий, без которых не возможно создание авиационных двигателей нового поколения.

    «Технология имеет высокую производительность, обеспечивает ремонтопригодность, а также, что уникально, позволяет сваривать моноколесо, диск и лопатки которого изготовлены из разных материалов», – пояснил Владимир Иванов.

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» начинает поставку 920 двигателей АЛ-31ФП через ОАО "Рособоронэкспорт" в Индию. Это крупнейший в постсоветской истории единичный контракт с инозаказчиком.


    Еще в 2000 году, согласно условиям генерального контракта на организацию лицензионного производства самолетов Су-30МКИ и двигателей АЛ-31ФП, индийской стороне предоставлялось право в виде опциона приобрести дополнительно названное количество технологических комплектов АЛ-31ФП по различным фазам.

    В октябре 2012-го с Индией был подписан договор на реализацию указанного опциона. Поставки АЛ-31ФП по нему продлятся в течение десяти лет, а первая партия из десяти комплектов будет отгружена до конца первого квартала текущего года.

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - это один из крупнейших в России производителей авиационных двигателей. Предприятие было учреждено в 1925 году. В компании работают около 16 тысяч человек. В 2012 году выручка от реализации продукции составила 25 425 миллиона рублей сравнении с 20 734 миллиона рублей в 2011 году. 72 процента продукции экспортируется.

    Основными отраслями деятельности ОАО «УМПО» являются опытное производство, разработка, ремонт и сервисное обслуживание авиационных турбореактивных двигателей, ремонт и производство узлов вертолетов, производство оборудования для нефтегазовой промышленности. Серийно выпускает ОАО «УМПО» турбореактивные двигатели: 117 С (для самолетов класса Су-35С), АЛ-31Ф (для самолетов класса Су-27), АЛ-31Ф и АЛ-31ФП (для самолетов класса Су-30), Р95Ш и Р195 (для самолетов класса Су-25), узлы техники для вертолетов «Ми» и «Ка» .

    В ОАО «УМПО» введена в действие и разработана система контроля качества, основанная на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001, ISO 9001, ОСТ 1 02773, ГОСТ РВ 0015-002, AS/EN 9100 воплощенных в жизнь на всех стадиях жизненного цикла продукции. Подтверждением этого являются сертификаты двух органов по сертификации СМК: Bureau Veritas Русь и АНО «ИнИС ВВТ» в Москве. Представитель высшего начальства по качеству - директор по качеству, заместитель управляющего директора, Корзников Вадим Вениаминович.


    Объединение является главным предприятием организации «Двигатели для боевой авиации» - нового объединения отрасли с высоким уровнем внешней, внутренней и международной специализации, кооперации, внедрения международной системы менеджмента качества, принципов бережливого изготовления. Как единственный в России производитель и разработчик двигателей для боевой авиации, данный дивизион является базисом отрасли и снабжает его динамическое развитие.


    ОАО «УМПО» является членом «Объединенной двигателестроительной корпорации» - на сто процентов дочерней компании ОАО ОПК «Оборонпром», специализирующейся на управлении активами двигателестроения.

    В рамках дивизиона Объединенной двигателестроительной корпорации ДБА (Двигатели для боевой авиации) летом 2013 года были проведены финальные мероприятия по учреждению филиалов «ОКБ им. А. Люльки», ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» и «Лыткаринский машиностроительный завод». Также произведен перевод работников филиалов в УМПО из ОАО "НПО «Сатурн». В результате этого количество работников уфимского предприятия возросло практически на полторы тысячи человек. По данным на первое полугодие 2013 года в объединении работает 19 041 работник.


    Также летом 2013 года была завершена работа по комплексного плану мероприятий в связи с передачей функций управления научно-производственным предприятием «Мотор» ОАО «УМПО» - главной компании дивизиона «Двигатели для боевой авиации». В результате ОАО «УМПО» на сто процентов приняло на себя функции юридического, финансового, кадрового, корпоративного и бухгалтерского управления, а также снабжения «Мотора». Проведенная в данном плане работа стала основанием для бизнес-плана по включению аналогичных функций всех других предприятий дивизиона ДБА и можно отметить на ряду с такими процессами, как создание единого дизайна-бюро и единого бюджета дивизиона.

    Согласно информации, поступившей от пресс-службы «Объединенной двигателестроительной корпорации» по распоряжению от владельца ОДК - «Оборонпрома», датируемому 21 августа 2013, планируется переименовать Уфимское моторостроительное производственное объединение. Согласно рекомендации новое название должно содержать местонахождение предприятия и наименование входящей структуры (ОДК) и. Таким образом, предварительное название: ОДК-Уфа.


    ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" – крупнейшее в России двигателестроительное предприятие, основанное в 1925 году.

    ОАО "УМПО" расположено на двух производственных площадках на территории г. Уфы Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и инструментальное, где трудится около 15 тысяч рабочих, специалистов и служащих.

    Основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов.

    В настоящее время УМПО производит турбореактивные двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов Су-27, Су-30 со всеми их модификациями, Р95Ш и Р195 для семейства самолетов Су-25, колонки несущих винтов на вертолеты Ка-27, Ка-28, Ка-32, трансмиссии для вертолетов Ми-26. С 2010 года объединение начало поставлять на завод ОАО "Компания "Сухой" в Комсомольске-на-Амуре двигатели АЛ-41Ф-1С (изделие 117С) для Су-35С, истребителя поколения 4++, в котором использованы технологии пятого поколения.

    ОАО "УМПО" впервые вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют технику производства УМПО; основным торговым партнером является Индия, для которой предприятие также изготавливает двигатели АЛ-55И, устанавливаемые на учебно-тренировочные самолеты HJT-36. Объединение активно поддерживает зарубежных партнеров, организуя лицензионное производство двигателей, обеспечивая их ремонт и обучая специалистов из этих стран.

    ОАО "УМПО" обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, в т.ч. уникальные, набор оборудования, квалификация персонала позволяют объединению изготавливать самую современную наукоемкую продукцию. УМПО обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплуатационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.

    Наряду c авиационными объединение выпускает газотурбинные двигатели наземного индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт. УМПО может предложить потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной компоновке, включая сдачу "под ключ" целых станций.

    Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO-9001-2001, что подтверждено сертификатом соответствия NBP 02.112.0495-2004 в системе добровольной сертификации "Военный регистр". В 2010 году объединение получило сертификат соответствия системы менеджмента качества аэрокосмическому стандарту AS 9100. Сертификат по AS 9100 повышает конкурентоспособность ОАО "УМПО" при работе с российскими заказчиками и свидетельствует о создании в объединении условий для выпуска высококачественной продукции.

    ОАО "УМПО" обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и проектирования и изготовления газоэнергетического и нефтяного оборудования.

    ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - 100 % специализированной дочерней компании ОАО ОПК "Оборонпром" по управлению двигателестроительными активами.

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «УМПО»

    Организационно-экономическая характеристика ОАО «УМПО»

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ.

    Предприятие основано в 1925 году, входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «УК «ОДК») - 100% специализированной дочерней компании ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами.

    Основные виды деятельности ОАО «УМПО» :

    • 1) производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей для истребителей и штурмовиков марки «Су»;
    • 2) производство и ремонт узлов вертолетной техники;
    • 3) выпуск и ремонт оборудования для газовой и энергетической отраслей.

    Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - одно из крупнейших в России двигателестроительных предприятий, удостоенное свыше 30 правительственных наград, в т.ч. двумя орденами Ленина и орденом Боевого Красного Знамени, 6 международных и 23 российской, общественной конкурсной и выставочной награды, занимает неизменно высокие позиции в рейтинге крупнейших предприятий России при положительной динамике товарного выпуска продукции.

    ОАО "УМПО" расположено на трёх изолированных производственных площадках, на территориях Калининского района г. Уфы и Благовещенского района Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и инструментальное, где работает свыше 19 тыс. рабочих, специалистов и служащих.

    Вся история ОАО "УМПО" свидетельствует о том, что основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов. Важное направление - внешнеэкономическая деятельность. ОАО "УМПО" впервые вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют произведенную нами технику. Имеется опыт не только поставок готовой продукции на экспорт, но и организации за рубежом лицензионного производства.

    ОАО "УМПО" обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, в т.ч. уникальные, набор оборудования, квалификация персонала позволяют объединению изготавливать самую современную наукоемкую продукцию.

    УМПО обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплуатационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.

    Новое направление производственной деятельности - изготовление газотурбинных двигателей индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт.

    Значительную долю составляет выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, наукоемких изделий бытового назначения и товаров повседневного спроса. Объединением изготовлено свыше 8 млн. автомобильных двигателей, свыше 140 тыс. комбайновых моторов, более 3 млн. малолитражных бензиновых двигателей, более 146 тыс. мотоблоков,

    около 13,5 тыс. снегоходов.

    ОАО "УМПО" обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и проектирования и изготовление газоэнергетического и нефтяного оборудования.

    Государство всячески оказывает поддержку ОАО «УМПО». Более 83% акций компании контролируется государством через ОАО «ОПК «Оборонпром». ОАО «УМПО» входит в список стратегических предприятий. Как крупнейший экспортер промышленной продукции, предприятие получает возмещение большой части затрат на уплату процентов по кредитам. Инвестиционная программа компании финансируется в основном государством через ОАО «ОПК «Оборонпром», Федеральные целевые программы, а также прочие статьи бюджета.

    ОАО «УМПО» имеет высокий уровень долговой нагрузки, что объясняется в основном потребностями финансирования оборотного капитала в связи с длительным бизнес циклом и сложившейся практикой расчета с поставщиками и заказчиками.

    Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO 9001-2008. По результатам сертификации, которая проходила в ОАО «УМПО» в конце 2010 года, ОАО «УМПО» выдан сертификат Bureau Veritas(Англия), подтверждающий соответствие системы менеджмента качества предприятия требованиям международного аэрокосмического стандарта AS/EN 9100. В 2012 году по результатам проведенного в объединении сертификационного аудита Bureau Veritas (Англия) ОАО«УМПО» включено в перечень сертифицированных поставщиков, размещенный в международной базе данных OASIS IAQG (Международная группа по вопросам качества аэрокосмической промышленности).

    С 1981 г. УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф для истребителя Су-27. В 2002г. освоено производство модификации базового двигателя поколения 4+ АЛ-31ФП, оснащенного системой управления вектором тяги и предназначенного для сверхманевренных истребителей Су-30 и его модификаций. В 2012 г. продолжилась работа по изготовлению авиационных двигателей семейства 117 (АЛ-41Ф-1) для боевых самолетов, обладающих уникальными тактико-техническими характеристиками. Значительный объем работ выполнен объединением в рамках исполнения государственных контрактов и договоров на поставку военной техники для Министерства обороны РФ.

    В 2012 году в составе ОАО «УК «ОДК» создан дивизион «Двигатели для боевой авиации», головным предприятием которого определено ОАО «УМПО». Дивизион возглавил управляющий директор ОАО «УМПО» А.В. Артюхов. В перечень основных продуктовых программ новой структуры включены перспективный двигатель для ПАК ФА двигатели первого этапа для ПАК ФА (изделия 117/117С), семейства двигателей АЛ-31 и РД-33, двигатель АЛ-55И, а также ремонт двигателей для боевой авиации ОАО «УМПО» участвует в Программе ОАО «УК «ОДК» по организации серийного производства вертолетных двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500,в том числе серийного производства деталей и сборочных единиц ремонтного группового комплекта (ДСЕ РГК) двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500, а также перспективных вертолетных двигателей.

    ОАО «УМПО» в кооперации с ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «УК «ОДК» участвует в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектам «Разработка, освоение и сертификация новых технологических процессов для создания конкурентоспособных авиационных двигателей» (ПД-14) и «Подготовка серийного производства семейства двигателей ПД 9-18».

    Низкий по сравнению с другими предприятиями отрасли уровень производственных затрат ОАО «УМПО» обеспечивает работа по реструктуризации производственного процесса и оптимизации затрат, работа по принципам бережливого производства, удачное, с точки зрения логистики, географическое положение предприятия, развитая региональная система подготовки кадров и приемлемый размер средней заработной платы в регионе.

    Продукция ОАО «УМПО» в 2012 году экспортировалась в восемь стран мира, доля экспорта за 2012год занимает 72% от общего объема производимой продукции (включая поставки через авиастроительные компании). 49 стран эксплуатируют технику производства УМПО.

    ОАО "УМПО" имеет две производственные площадки с общей площадью территорий в 2.14 млн. м2, расположенные на территории г. Уфы Республики Башкортостан. Производственные активы Компании включают:

    • 1) 1 млн. м2 производственных площадей корпусов;
    • 2) более 50 цехов основного и вспомогательного производства;
    • 3) более 14 тыс. ед. технологического оборудования (из них 1 520 ед. - станки с числовым программным управлением).

    Объединение имеет исключительную лицензию на производство двигателей АЛ-31Ф и АЛ-31ФП сроком пользования 20 лет, а также долю в праве собственности на разработку привода АЛ-31СТ.

    Таблица 2.1 - Основные достижения и неудачи организации

    Достижения

    Наращивание объемов выпуска оборонной продукции

    Незащищенность продукции от подделок вследствие чего очень высок процент подделок произведенных в Китае и Индии (патентная незащищенность)

    Расширение круга заказчиков на изготовление и обслуживание изделий оборонного назначения

    Модернизации станочного парка и закупка новых станков с ЧПУ

    Возможный рост долговой нагрузки в случае увеличения портфеля заказов, что негативно скажется на кредитных рейтингах компании

    Расширение производства газотранспортного и газоэнергетического оборудования, УМПО имеет резерв увеличения объемов производства.

    Высокая зависимость от поставщиков комплектующих

    Стратегический альянс с конкурентом «НПО «Сатурн»

    Структура собственности группы УМПО и компании представляется довольно сложной и непрозрачной

    Модернизация авиадвигателей, производство авиационных двигателей для самолетов гражданского назначения

    Отсутствие ведения отчетности по стандартам МСФО не позволяет получить компании высокие кредитные рейтинги

    Основные технико-экономические показатели ОАО «УМПО» представлены в таблице 2.2

    На основе материалов таблицы 2.2 можно сделать вывод о том, что за анализируемый период основные показатели деятельности предприятия ОАО «УМПО» имеют положительную динамику.

    Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели ОАО «УМПО» за 2012-2014 гг.

    Наименование показателя

    Сумма (тыс.руб.)

    Изменения (+,-), тыс.руб.

    Темп роста

    2014 г. к 2012 г.

    Выручка (нетто) от продажи товаров, тыс.руб.

    Себестоимость проданных товаров, тыс.руб.

    Валовая прибыль

    Коммерческие и управленческие расходы

    Прибыль от продаж, тыс.руб.

    Среднесписочная численность сотрудников, чел.

    Среднегодовая сумма активов, тыс.руб.

    Фондоотдача, руб.

    Рентабельность продаж, %

    Производительность труда, тыс. руб./чел.

    Фондоемкость

    Фондовооруженность

    Основные производственные фонды

    Как видно из таблицы 2.2, наиболее успешным был для предприятия 2014 год. Выручка от продаж за 3 года возросла в 1,83 раза, себестоимость - в 1,82. В результате прибыль повысилась в 2,72 раза: с 2393534 до 6514576 млрд. руб.

    За 2012-2014 гг. наблюдается существенный рост рентабельности продаж на 1,491 за счет опережающего роста прибыли по сравнению с ростом выручки.

    Рост себестоимости обусловлен ростом заработной платы и увеличением стоимости закупочных материалов для производства готовой продукции. Данное изменение связано с увеличением объемов продаж в 2014 году. Выручка выросла на 17,1 млрд. руб., себестоимость выросла на 11,4 млрд.руб., соответственно прибыль выросла на 5,7 млрд.руб.

    Среднесписочная численность персонала увеличилась в 2014 году, т.е. в 1,149, что свидетельствует об увеличении масштабов деятельности, при этом выручка возросла на 17,1 млрд. руб., производительность труда также увеличивается на 130,7 .

    Производительность труда увеличилась с 2012г. по 2014г. на 130,7. за счет опережения роста выручки по сравнению с ростом численности персонала. Темп роста в 2014 году составил 1,066.

    Основные производственные фонды увеличились с 2012 г. по 2014г. на 4153930. Темп роста в 2014 году составил 2,66.

    Показатель фондоотдачи за 2012-13 гг. снизился на 0,736, что свидетельствует об увеличении выручки и эффективном использовании основных фондов.

    Показатель фондоемкости - показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции. Уменьшился показатель в 2014 г. по отношению к 2012г. и составил 1,352, за счет увеличения основных средств и выручки от продаж, что свидетельствует о положительной динамике.

    Фондовооруженность - показатель оснащенности основными производственными фондами (размер основных производственных фондов в расчете на одного работника или рабочего предприятия). По отношению 2014 г. к 2012 г фондовооруженность увеличилась на 261,2 и темп роста увеличился и составил 2,161 %.

    Улучшение экономических показателей: выручка возросла, наблюдается увеличение прибыли.

    Улучшение показателей эффективности: рентабельность, фондоотдача, производительность труда.

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России. Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

    Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.

    УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром».

    Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.


    1. Сварка в обитаемой камере «Атмосфера-24»

    Интереснейшим этапом производства двигателя является аргонодуговая сварка наиболее ответственных узлов в обитаемой камере, обеспечивающая полную герметичность и аккуратность сварного шва. Специально для УМПО ленинградским институтом «Прометей» в 1981 году создан один из крупнейших в России участок сварки, состоящий из двух установок «Атмосфера-24».

    2. По санитарным нормам рабочий может проводить в камере не более 4,5 часов в день. С утра - проверка костюмов, медицинский контроль, и только после этого можно приступать к сварке.

    3. Сварщики отправляются в «Атмосферу-24» в легких космических скафандрах. Через первые двери шлюза они проходят в камеру, им прикрепляют шланги с воздухом, закрывают двери и подают внутрь камеры аргон. После того, как он вытеснит воздух, сварщики открывают вторую дверь, заходят в камеру и начинают работать.

    4. В безокислительной среде чистого аргона начинается сварка конструкций из титана.

    5. Контролируемый состав примесей в аргоне позволяет получить качественные швы и повысить усталостную прочность сварных конструкций, обеспечивает возможность подварки в самых труднодоступных местах за счет применения сварочных горелок без использования защитного сопла.

    6. В полном облачении сварщик, действительно, похож на космонавта. Чтобы получить допуск к работе в обитаемой камере, рабочие проходят курс обучения, вначале они в полной экипировке тренируются на воздухе. Обычно двух недель достаточно, чтобы понять, годится человек для такой работы или нет - нагрузки выдерживает далеко не каждый.

    7. Всегда на связи со сварщиками - специалист, следящий за происходящим с пульта управления.

    8. Оператор управляет сварочным током, следит за системой газоанализа и общим состоянием камеры и работника.

    9. Ни один другой способ ручной сварки не даёт такого результата, как сварка в обитаемой камере. Качество шва говорит само за себя.

    10. Электронно-лучевая сварка.

    Электронно-лучевая сварка в вакууме - полностью автоматизированный процесс. В УМПО он осуществляется на установках Ebokam. Одновременно сваривается два-три шва, причём с минимальным уровнем деформации и изменением геометрии детали.

    11. Один специалист работает одновременно на нескольких установках электронно-лучевой сварки.

    12. Детали камеры сгорания, поворотного сопла и блоков сопловых лопаток требуют нанесения теплозащитных покрытий плазменным способом. Для этих целей используется робототехнический комплекс ТСЗП-MF-P-1000.

    13. Инструментальное производство

    В составе УМПО 5 инструментальных цехов общей численностью около 2500 человек. Они занимаются изготовлением технологического оснащения. Здесь создают станочные приспособления, штампы для горячей и холодной обработки металлов, режущий инструмент, мерительный инструмент, пресс-формы для литья цветных и черных сплавов.

    14. Производство пресс-форм для лопаточного литья осуществляется на станках с ЧПУ.

    15. Сейчас для создания пресс-форм нужно всего два-три месяца, а раньше этот процесс занимал полгода и дольше.

    16. Автоматизированное средство измерения улавливает мельчайшие отклонения от нормы. Детали современного двигателя и инструмента должны быть изготовлены с предельно точным соблюдением всех размеров.

    17. Вакуумная цементация.

    Автоматизация процессов всегда предполагает уменьшение затрат и повышение качества выполняемых работ. Это относится и к вакуумной цементации. Для цементации - насыщения поверхности деталей углеродом и повышения их прочности - используются вакуумные печи Ipsen.

    18. Для обслуживания печи достаточно одного работника. Детали проходят химико-термическую обработку в течение нескольких часов, после чего становятся идеально прочными. Специалисты УМПО создали собственную программу, которая позволяет осуществлять цементирование с повышенной точностью.

    19. Литейное производство

    Производство в литейном цехе начинается с изготовления моделей. Из специальной массы прессуются модели для деталей разных размеров и конфигураций с последующей ручной отделкой.

    20. На участке изготовления выплавляемых моделей работают преимущественно женщины.

    21. Облицовка модельных блоков и получение керамических форм - важная часть технологического процесса литейного цеха.

    22. Перед заливкой керамические формы прокаливаются в печах.

    23. Керамическая форма прокалена – далее её ждёт заливка сплавом.

    24. Так выглядит залитая сплавом керамическая форма.

    25. «На вес золота» - это о лопатке с монокристаллической структурой. Технология производства такой лопатки сложная, но и работает эта дорогая во всех отношениях деталь гораздо дольше. Каждая лопатка «выращивается» с использованием специальной затравки из никеле-вольфрамового сплава.

    26. Участок обработки полой широкохордной вентиляторной лопатки

    Для производства полых широкохордных вентиляторных лопаток двигателя
    ПД-14 - движущей установки перспективного гражданского самолёта МС-21 -
    создан специальный участок, где осуществляется вырезка и механическая обработка заготовок из титановых плит, окончательная механическая обработка замка и профиля пера лопатки, включая его механическую шлифовку и полировку.

    27. На четырёхкоординатном горизонтальном обрабатывающем центре внедрена технология окончательной обработки торца пера лопатки на приспособлении, спроектированном и изготовленном в УМПО, - ноу-хау предприятия.

    28. Комплекс производства роторов турбины и компрессора (КПРТК) - это локализация имеющихся мощностей для создания основных составляющих элементов реактивного привода.

    29. Сборка роторов турбины - трудоёмкий процесс, требующий особенной квалификации исполнителей. Высокая точность обработки соединения «вал-диск-носок» - гарантия долгосрочной и надёжной работы двигателя.

    30. Многоступенчатый ротор собирается в единое целое именно в КПРТК.

    31. Балансировку ротора осуществляют представители уникальной профессии, которой в полной мере можно овладеть только в заводских стенах.

    32. Производство трубопроводов и трубок

    Чтобы все агрегаты двигателя слаженно функционировали - компрессор нагнетал, турбина крутилась, сопло прикрывалось или открывалось, нужно подавать им команды. «Кровеносными сосудами» сердца самолёта считаются трубопроводы - именно по ним передаётся самая разная информация. В УМПО есть цех, который специализируется на изготовлении этих «сосудов» - разнокалиберных трубопроводов и трубок.

    33. На мини-заводе по производству трубок требуется ювелирная ручная работа - некоторые детали являются настоящими рукотворными произведениями искусства.

    34. Многие операции по трубогибу выполняет и станок с числовым программным управлением Bend Master 42 MRV. Он гнёт трубки из титана и нержавеющей стали. Сначала определяют геометрию трубы по бесконтактной технологии с помощью эталона. Полученные данные отправляют на станок, который производит предварительное сгибание, или на заводском языке - гиб. После производится корректировка и окончательный гиб трубки.

    35. Так выглядят трубки уже в составе готового двигателя - они оплетают его, как паутина, и каждая выполняет свою задачу.

    36. Окончательная сборка.

    В сборочном цехе отдельные детали и узлы становятся целым двигателем. Здесь трудятся слесари механосборочных работ высочайшей квалификации.

    37. Собранные на разных участках цеха крупные модули стыкуются сборщиками в единое целое.

    38. Конечным этапом сборки является установка редукторов с топливно-регулирующими агрегатами, коммуникаций и электрооборудования.

    39. Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов.

    40. После предъявительских испытаний двигатель возвращается в сборочный цех на разборку, промывку и дефектацию. Сначала изделие разбирают и промывают бензином. Затем - внешний осмотр, замеры, специальные методы контроля. Часть деталей и сборочных единиц направляется для такого же осмотра в цехи-изготовители. Потом двигатель собирают вновь - на приёмо-сдаточные испытания.

    41. Слесарь-сборщик собирает крупный модуль.

    42. Слесари МСР выполняют сборку величайшего творения инженерной мысли XX века - турбореактивного двигателя - вручную, строго сверяясь с технологией.

    43. Управление технического контроля отвечает за безупречное качество всей продукции. Контролёры работают на всех участках, в том числе - и в сборочном цехе.

    44. На отдельном участке собирают поворотное реактивное сопло (ПРС) - важный элемент конструкции, отличающий двигатель АЛ-31ФП от его предшественника АЛ-31Ф.

    45. Ресурс работы ПРС - 500 часов, а двигателя - 1000, поэтому сопел нужно делать в два раза больше.

    46. На специальном мини-стенде проверяют работу сопла и его отдельных частей.

    47. Двигатель, оснащённый ПРС, обеспечивает самолёту большую манёвренность. Само по себе сопло выглядит довольно внушительно.

    48. В сборочном цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет.

    49. Испытания двигателей.

    Испытание авиационного двигателя – завершающий и очень ответственный этап в технологической цепочке. В специализированном цехе осуществляются предъявительские и приёмо-сдаточные испытания на стендах, оснащённых современными автоматизированными системами управления технологическими процессами.

    50. В ходе испытаний двигателя используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из трех компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Испытатели контролируют параметры двигателя и стендовых систем исключительно по показаниям компьютера. В режиме реального времени производится обработка результатов испытания. Вся информация о проведенных испытаниях хранится в компьютерной базе данных.

    51. Собранный двигатель проходит испытания согласно технологии. Процесс может занимать несколько суток, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют.

    52. Вся информация о проведённых испытаниях обрабатывается и выдаётся в виде протоколов, графиков, таблиц, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

    54. Внешний вид испытательного цеха: когда-то гул испытаний будил всю округу, теперь наружу не проникает ни один звук.

    55. Цех № 40 - место, откуда вся продукция УМПО отправляется заказчику. Но не только - здесь осуществляется окончательная приёмка изделий, агрегатов, входной контроль, консервация, упаковка.

    56. Двигатель АЛ-31Ф отправляется на упаковку.

    57. Двигатель ожидает аккуратное обёртывание в слои упаковочной бумаги и полиэтилена, но это не всё.

    58. Двигатели помещаются в спроектированную для них специальную тару, которая маркирована в зависимости от типа изделия. После упаковки идёт комплектация сопроводительной технической документацией: паспортами, формулярами и пр.

    59. Двигатель в действии!

    Благодарю пресс-службу ОАО "УМПО", в частности, Екатерину Косых за помощь в создании репортажа!

    По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное