Домой Франшизы Как посчитать износ основных средств: алгоритмы, определяемые учетной политикой. Износ деталей оборудования

Как посчитать износ основных средств: алгоритмы, определяемые учетной политикой. Износ деталей оборудования


В руководящих документах, регламентирующих деятельность бухгалтерии, приводится основные средства. Оформить выбытие дорогостоящего оборудования, транспорта или сложных систем невозможно без систематического начисления износа. По этому параметру определяются сроки полезного использования агрегата, и планируется его замена. Нередко ввиду ограниченности бюджета, предприятия оставляют основные средства в эксплуатационном фонде. Правда, это не гарантирует качество исполнения и главное, безопасность работы на таком оборудовании.

Под износом основных средств понимают степень утраты дорогостоящими средствами, которые числятся за организацией, своей стоимости и потребительских свойств. Сущность начисления степени изнашиваемости заключается в перманентном уменьшении цены товара в соответствии с фактическим сроком применения. При этом следует различать, что износ как таковой должен сопровождаться непосредственной эксплуатацией фондов.

Если проходит время, цена снижается, а стоит, это не что иное, как моральное устаревание.

На физический или материальный износ оказывают влияние следующие факторы:

  • Объем загрузки фондов, которые непосредственно участвуют в производственном процессе
  • Особенности технологий (технологического процесса), которые применяются на конкретном производстве
  • Имеющаяся квалификация оператора оборудования, а также его личное отношение к вверенному имуществу
  • Качество станков или транспорта, которые введены в эксплуатацию
  • Иные параметры, такие как условия хранения, техническое обслуживание и уход за основными фондами

Под моральным износом понимается не только устаревание уже имеющихся мощностей, но и степень влияния, которую оказывают результаты внедрения новых, более прогрессивных фондов. В последнем случае меры являются более чем оправданными, что подтверждается вполне реальным экономическим эффектом.

Примером такого внедрения является приобретение оборудования, которое в отличие от старого аналога, оснащено дополнительными функциями. Обычно среди таких возможностей высоко ценятся инструменты, за счет которых уменьшается ручной труд (происходит ).

В практике хозяйствующих субъектов используется понятие устранимого и неустранимого износа. Устранимые технические недостатки позволяют продлить срок использования оборудования за счет затрат на восстановление. К таким действиям относятся возвращение эксплуатационных свойств газовым счетчикам, сантехническому оборудованию или агрегатам в целом. При этом учитывается такой параметр как величина дополнительно приобретенной стоимости. Если эта величина больше допустимого бюджета на ремонт основных фондов, износ считается устранимым.

Как рассчитать сумму износа

Для того чтобы подсчитать уменьшение потребительских свойств объекта, используют несколько способов. Все они являются общепринятыми, но выбор конкретного может основываться исключительно на экономической выгоде, которую преследует предприятие.

Самым сложным при исчислении учета является восстановление учетных данных. Так, если нет необходимых сведений, будет необходим комплексный подход:


Как рассчитывается износ автомобиля

В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль неизбежно теряет свой внешний вид, товарную стоимость. С одной стороны, владельцу машины нет необходимости в проведении специальных мероприятий по . За ремонт с него возьмут столько, сколько потребуется. При этом замена деталей, как правило, происходит на новые аналоги или на бывшие в употреблении с согласия собственника.

Необходимость проведения расчетов об оценке степени износа возникает тогда, когда человек обращается за страховой премией к своему страховщику. Согласно действующему договору, человеку будет компенсирована стоимость выполнения восстановительных работ и цена запасных частей с учетом износа. Если в первом случае гражданин может рассчитывать на применение актуальных расценок, то во втором случае практически всегда возникает большое количество споров.

С 2010 года в Российской Федерации действует документ, к положениям которого обращаются эксперты независимых агентств, представители страховых компаний и сами владельцы транспортных средств. Подсчет материального ущерба в соответствии с Постановлением Правительства подразумевает определение справедливой стоимости запасных частей с учетом их амортизации.

Каждая из сторон конфликта может по-разному трактовать этот документ, но факт остается фактом: граждане по нему сверяют свои потери. достаточно сложные, но в любом случае они позволяют прояснить ситуацию. В особую группу выделяются запасные части на автомобиль, которые оказывают непосредственное влияние на безопасное вождение.

Например, для износа кузова транспортного средства используются такие параметры как возраст, гарантия производителя от сквозной коррозии. Для вычисления амортизации шины машины берутся такие исходные данные как высота рисунка нового изделия и фактическая, параметр минимально допустимой высоты. Дополнительный коэффициент, который корректирует степень износа – возрастной фактор. Так, если шина эксплуатируется больше трех, но менее 5 лет, применяется дефлятор 15%. Для более старых элементов с возрастом более пяти лет сумма корректируется на 25%.

Изучая тенденции установления показателей износа отмечается, что занижение коэффициентов происходит по самым продаваемым в России маркам авто. Согласно расчетным данным, средняя амортизация отечественного автомобиля составляет 5-6% в год. Получается, что через 20 лет оформлять страховку особого смысла нет, так как страховая заплатит разве что за ремонт, но не за детали.

Данный вопрос был решен законодателем лишь в 2014 году. Согласно положению Центрального банка РФ, максимальная степень износа для авто не может превышать 50%.

И все-таки исчисление износа лучше всего оставлять для работы экспертам. Специалисты учитывают три этапа, по которым происходит устаревание детали. Первый – это приработка смежных деталей в результате трения. Второй этап считается нормальным периодом эксплуатации. Третий период считается временем критического (полного) износа, при котором автомобиль или отдельный его узел становятся аварийными.

Как уменьшить износ

Говоря о физическом износе отдельных узлов, механизмов и деталей авто, подразумевают трение. Это основная причина, по которой происходит изнашивание изделий, что неизбежно приводит к необходимости его замены.

Самый распространенный способ борьбы с таким явлением, как трение, является применение присадок, специальных составов, масла и прочих веществ. Нередко такие материалы называют кондиционером металла. В некоторых случаях замена масла дает ожидаемый эффект – владелец машины реже тратится на приобретение запчастей. Опытные водители обычно стараются приобретать проверенные временем товары, в составе которых нет твердых частиц или соединений.

Особое внимание следует обращать на необходимость проведения технического обслуживания. Принцип уменьшения износа ведущих механизмов автомобиля достаточно прост: если своевременно менять отслужившие детали, это предупредит выход из строя более серьезных агрегатов.

На первом месте среди ведущих узлов находится кузов. Он не только обеспечивает защиту внутренних механизмов, водителя и пассажиров от атмосферных осадков, но и является основой для крепления и сборки всего автомобиля. Уменьшить износ кузова можно за счет перманентного наблюдения за поверхностью лакокрасочного покрытия. При обнаружении дефектов следует сразу же принять меры к устранению (грунтование и покраска).

Для определения неустранимого износа используют величину стоимости, на которую уменьшается цена объекта по причинно-следственной связи с его . При изучении качества фондов может обнаруживаться как излишек, так и недостаток полезных свойств. Определение амортизации в этом случае основывается на подсчете капитализируемых потерь.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Как любой актив, они подвержены моральному и физическому износу. И сегодня в предлагаемой статье мы рассмотрим один из его видов. Целиком темы морального и физического износа в рамках отдельной статьи мы касаться не будем в связи с ее обширностью. Поговорим лишь об одной ее разновидности - а именно об износе физическом.

Понятие износа

Под физическим износом подразумевается утрата зданием, как и любым материальным объектом, первоначальных качеств технико-эксплуатационного характера. Происходит это в результате воздействия факторов природно-климатического происхождения и человеческой деятельности. Подвергаясь многолетней эксплуатации, любой конструктивный элемент, как и инженерное оборудование, подвергается сложному воздействию факторов химического и физико-механического характера. Результатом становится постепенная утрата должных эксплуатационных качеств.

Под подобной утратой принято понимать снижение у элементов конструкции здания показателей, относящихся к прочности, жесткости, стойкости. Закономерным итогом потери данных свойств является старение здания с последующим его разрушением.

Помимо огромного числа агрессивных факторов, износ и старение любого жилого здания зависит от комплекса имеющихся в наличии условий местного характера, а также от того, насколько хорошо соблюдаются требования к содержанию и эксплуатации. Кроме прочего, на скорость данного процесса влияет качество ремонтов и технического обслуживания всего здания целиком и поэлементно.

О стадиях износа

Физический износ жилых зданий теоретически подразделяется на две стадии - устранимую и неустранимую. Для первой характерно ухудшение показателей эксплуатации технико-экономического характера. На данном этапе понижение их вызвано все увеличивающимся числом отказов в функционировании элементов инженерных систем и конструкций. Результатом становится сокращение срока эксплуатации с увеличением затрат на обслуживание и текущий ремонт.

Основная характерная черта неустранимого износа - невозможность дальнейшей эксплуатации здания согласно условиям по обеспечению требований безопасности.

Следует знать, что имеются методики оценки физического износа, согласно которым возможен нелинейный расчет параметров неустранимой его разновидности. Степень нелинейности чаще всего зависит от качества эксплуатации. Говоря о последнем факторе, разделяют силу воздействия разнообразных нагрузок, приводящую к объемному напряженному состоянию, и агрессивное влияние внешней окружающей среды.

Что такое агрессивная среда

Под понятие агрессивной попадает среда, в результате воздействия которой возможно изменение свойств и структуры материалов. Результатом является постоянное снижение прочности и выход структуры из строя. Именуется оно коррозией. Те вещества и явления, которые вызывают коррозию и разрушение или способствуют их возникновению, именуются действующими факторами (стимуляторами). Напротив, те из них, под влиянием которых процесс коррозии и разрушения может быть замедлен, относятся к пассиваторам или

Например, наличие тёплого влажного воздуха - сильный агрессивный фактор по отношению к стали. В то же время для бетона он служит положительным обстоятельством, повышающим прочность последнего.

Какой бывает агрессивная среда

Характер разрушения строительных материалов может быть весьма разнообразным - химическим, физическим, электрохимическим, физико-химическим. Существует специальный СНиП 2.03.11-85, в котором приводится классификация агрессивных сред со степенью их воздействия. Они могут быть газовыми, жидкими и твердыми.

К первым относятся соединения серы, углерода, углекислого и сернистого газов и т. д. Агрессивность их характеризуется показателями вида, концентрации, температуры, влажности и растворимости в водной среде.

Жидкая агрессивная среда существует в виде раствора щелочей, кислот и солей. А кроме того - нефти, масел и растворителей. Основные показатели здесь - концентрация агента, температура, сила напора и скорость движения. В жидкой агрессивной среде процесс коррозии протекает особенно интенсивно.

К твердым агрессивным средам относятся пыль, различные грунты и т. д. Показатели их агрессивности состоят в дисперсности, растворимости в воде, гигроскопичности и влажности. Роль активной влаги в твердой среде особенно опасно недооценивать.

Условия климатического и геологического характера, в которых ведется процесс строительства в нашей стране, порой затрудняют поиск оптимальных решений, способных учесть все виды воздействия на физический износ объектов, их долговечность, экономичность и прочие показатели. Именно потому важен учет персоналом эксплуатационных служб возможных специфических воздействий на вверенные им сооружения.

Как воздействует на физический износ воздушная среда

Негативное влияние загрязнённого воздуха, особенно сочетающееся с повышенной влажностью, ведет к ускоренному износу, растрескиванию, коррозии и, в конечном итоге, разрушению любой строительной конструкции. Помещённые в сухую и чистую атмосферу, бетон, камень и металл способны сохранять свои потребительские свойства в течение сотен лет, что может говорить о слабой агрессивности либо полном отсутствии подобной у воздушной среды.

В качестве самых интенсивных загрязнителей воздуха выступают продукты сгорания топлива. Именно поэтому в условиях промышленных центров и крупных городов металла в 2-4 раза больше, чем в сельских районах, где гораздо меньшее количество угля и нефтепродуктов подвержено горению.

Влияние на износ отрицательной температуры

Часть конструкции (чаще всего речь идет о цоколе) находится в зоне, подверженной переменному увлажнению и периодическому замораживанию. Отрицательная температура в отсутствие специальных мер ведет к замерзанию влаги в грунтах и элементах конструкции и разрушающе воздействует на строение. Промерзание и выпучивание оснований может происходить на достаточно долгом сроке эксплуатации в случае срезки грунта около фундамента, увлажнения последнего и прочих факторов. В результате возможны серьезные повреждения здания.

При проектировании объектов строительства заранее планируются мероприятия по ремонту и обслуживанию и конструкций. Предстоящие ухудшения с учётом обязательного выполнения последних относится к нормальному физическому износу здания. Ориентируясь на него, рассчитывают нормативный срок, в течение которого здание обязано благополучно функционировать. Для жилых домов такие сроки определяются группой капитальности.

Что понимается под его величиной?

Определение физического износа подразумевает количественную оценку технического состояния тех элементов, из которых здание состоит. Она показывает долю понесенного ущерба, степень потери первоначальных характеристик физического характера, соответствующих требованиям эксплуатации. В настоящее время действует методика оценки физического износа, согласно которой последний определяют сложением размера износа отдельных элементов конструкции, определяемого согласно долям восстановительной стоимости их в суммарном показателе ее для всего здания.

Проводят определение физического износа, прибегая к осмотру. В отдельных случаях методика предусматривает процедуру вскрытия ряда конструкций. Процент физического износа, согласно относящимся к данной методике таблицам, варьируется в пределах 5 %.

Таблица оценки физического износа здания

Каждая степень технического состояния конструктивных элементов обладает определенными признаками износа, расположенными через определенный интервал. Например, условия работы фундаментов отличаются от таковых для стен. Соответственно, интервал данных в таблице у них другой. Все признаки подобного износа приводятся в расчете на средние значения. Более ценные конструктивные элементы прописаны в таблице с указанием износа с меньшим показателем интервала.

Динамика износа, то есть его изменение во времени относительно фактического времени эксплуатации, имеет серьезное значение в процессе использования жилого фонда. Разные материалы и конструктивные элементы его могут под воздействием разрушающих и других факторов изнашиваться различно. Следует учитывать и объективную разницу в степени воздействия внешней среды на тот или иной элемент конструкции. Например, несравнимы нагрузки на наружную стену и внутренний лестничный марш.

К сожалению, в рамках данной статьи мы не имеем возможности полностью привести для наших читателей состав упомянутой таблицы - она занимает не один лист и состоит из огромного числа позиций, относящихся к самым разным конструктивным элементам здания. В качестве наглядного примера можем лишь предложить одну из ее многочисленных частей, в данном случае касающуюся стеновых панелей.

Связь между фактором времени и величиной физического износа вполне очевидна. К временным факторам относятся две основные характеристики - срок эксплуатации (фактический возраст) здания и предельный срок службы (долговечность). Последний, в свою очередь, зависит от того промежутка времени, в течение которого несущие конструкции способны сопротивляться процессу утраты прочности. Чаще всего предельный срок службы соответствует нормативному, рассчитанному согласно

На заметку ЖЭКу

При условии своевременного проведения текущих ремонтов здания, исчерпавшие нормативный срок службы, как правило, подвержены физическому износу, соответствующему уровню 75-80 %. Очевидно, что проведение капитального и текущего ремонта существенно влияет на его динамику, то есть притормаживает данный процесс.

Когда речь идет об эффективности деятельности организации, эксплуатирующей данное издание, учитывается полученная при обследовании оценка физического износа здания, которая не может превышать содержащуюся в нормативном документе. В качестве нормальной эксплуатации принимается такая, при которой производится весь комплекс работ со своевременным ремонтом и поддержанием объекта в надлежащем состоянии.

График изменения износа здания

Если прослеживать физический износ на протяжении определенного промежутка времени, проводя необходимые измерения, можно получить график его изменения, из которого будет видно техническое состояние объекта на протяжении всего эксплуатационного периода. Снижению величины износа в отдельные периоды способствует замена отдельных конструктивных элементов (где это возможно) и вовремя проведенный капитальный ремонт.

Анализируя подобный график согласно правилам оценки физического износа, можно рассматривать отдельные области с минимальными и максимальными показателями данного параметра. Причём речь идёт раздельно о каждом из приведённых ниже режимов эксплуатации:

1. Зона нормальной эксплуатации, при которой капитальные объекты ремонтируются, а элементы заменяются вовремя.

2. Зона предельных отклонений, для которой характерно своевременное проведение работ по ремонту основных конструктивных элементов (кровли, горячего и холодного водоснабжения, отопления, канализации).

3. Зона неудовлетворительной эксплуатации, когда ремонт ведётся вовремя лишь на двух основных элементах конструкции.

4. Зона недопустимой эксплуатации, когда никакого ремонта или замены элементов не проводится.

Пример: пятиэтажное здание

Если своевременные ремонтные работы велись лишь на основных элементах конструкции (кровле, в системе водоснабжения, отопления и канализации), уменьшение нормативного срока службы происходит на 10%.

Если же такие работы делались лишь на паре конструктивных элементов, можно говорить об уменьшении на 21%.

В условиях естественного старения, когда ремонт и замена элементов не производятся, уменьшение нормативного срока службы такого здания величивается до 40 %.

При работе любого производственного оборудования происходят процессы, связанные с постепенным снижением его рабочих характеристик и изменением свойств деталей и узлов. Накапливаясь, они могут привести к полной остановке и серьезной поломке. Чтобы избежать негативных экономических последствий, предприятия организуют у себя процесс управления износом и своевременного обновления основных фондов.

Определение износа

Износом, или старением, называют постепенное снижение эксплуатационных характеристик изделий, узлов или оборудования в результате изменения их формы, размеров или физико-химических свойств. Эти изменения возникают постепенно и накапливаются в ходе эксплуатации. Существует много факторов, определяющих скорость старения. Негативно сказываются:

  • трение;
  • статические, импульсные или периодические механические нагрузки;
  • температурный режим, особенно экстремальный.

Замедляют старение следующие факторы:

  • конструктивные решения;
  • применение современных и качественных смазочных материалов;
  • соблюдение условий эксплуатации;
  • своевременное техническое обслуживание, планово–предупредительные ремонты.

Вследствие снижения эксплуатационных характеристик снижается также и потребительская стоимость изделий.

Виды износа

Скорость и степень изнашивания определяется условиями трения, нагрузками, свойствами материалов и конструктивными особенностями изделий.

В зависимости от характера внешних воздействий на материалы изделия различают следующие основные виды износа:

  • абразивный вид — повреждение поверхности мелкими частицами других материалов;
  • кавитационный, вызываемый взрывным схлопыванием газовых пузырьков в жидкой среде;
  • адгезионный вид;
  • окислительный вид, вызываемый химическими реакциями;
  • тепловой вид;
  • усталостный вид, вызванный изменениями структуры материала.

Некоторые виды старения разбиваются на подвиды, как, например, абразивный.

Абразивный

Заключается в разрушении поверхностного слоя материала в ходе контакта с более твердыми частицами других материалов. Характерен для механизмов, работающих в условиях запыленности:

  • горное оборудование;
  • транспорт, дорожно-строительные механизмы;
  • сельскохозяйственные машины;
  • строительство и производство стройматериалов.

Противодействовать ему можно, применяя специальные упрочненные покрытия для трущихся пар, а также своевременно меняя смазку.

Газоабразивный

Данный подвид абразивного изнашивания отличается от него тем, что твердые абразивные частицы перемещаются в газовом потоке. Материал поверхности крошится, срезается, деформируется. Встречается в таком оборудовании, как:

  • пневмопроводы;
  • лопасти вентиляторов и насосов для перекачки загрязненных газов;
  • узлы доменных установок;
  • компоненты твердотопливных турбореактивных двигателей.

Зачастую газоабразивное воздействие сочетается с присутствием высоких температур и плазменных потоков.

Скачать ГОСТ 27674-88

Гидроабразивный

Воздействие аналогично предыдущему, но роль носителя абразива выполняет не газовая среда, а поток жидкости.

Такому воздействию подвержены:

  • гидротранспортные системы;
  • узлы турбин ГЭС;
  • компоненты намывочного оборудования;
  • горная техника, применяемая для промывки руды.

Иногда гидроабразивные процессы усугубляются воздействием агрессивной жидкой среды.

Кавитационный

Перепады давления в жидкостном потоке, обтекающем конструкции, приводят к возникновению газовых пузырьков в зоне относительного разрежения и их последующему взрывному схлопыванию с образование ударной волны. Эта ударная волна и является основным действующим фактором кавитационного разрушения поверхностей. Такое разрушение встречается на гребных винтах больших и малых судов, в гидротурбинном и технологическом оборудовании. Усложнять ситуацию могут воздействие агрессивной жидкой среды и наличие в ней абразивной взвеси.

Адгезионный

При продолжительном трении, сопровождающимся пластическими деформациями участников трущейся пары, происходит периодическое сближение участков поверхности на расстояние, позволяющее силам межатомного взаимодействия проявить себя. Начинает взаимопроникновение атомов вещества одной детали в кристаллические структуры другой. Неоднократное возникновение адгезионных связей и их прерывание приводят к отделению поверхностных зон от детали. Адгезионному старению подвержены нагруженные трущиеся пары: подшипники, валы, оси, вкладыши скольжения.

Тепловой

Тепловой вид старения заключается в разрушении поверхностного слоя материала или в изменении свойств глубинных его слоев под воздействием постоянного или периодического нагрева элементов конструкции до температуры пластичности. Повреждения выражаются в смятии, оплавлении и изменении формы детали. Характерен для высоконагруженных узлов тяжелого оборудования, валков прокатных станов, машин горячей штамповки. Может встречаться и в других механизмах при нарушении проектных условий смазки или охлаждения.

Усталостный

Связан с явлением усталости металла под переменными или статическими механическими нагрузками. Напряжения сдвигового типа приводят к развитию в материалах деталей трещин, вызывающих снижение прочности. Трещины приповерхностного слоя растут, объединяются и пресекаются друг с другом. Это приводит к эрозии мелких чешуеобразным фрагментов. Со временем такой износ может привести к разрушению детали. Встречается в узлах транспортных систем, рельсах, колесных парах, горных машинах, строительных конструкциях и т.п.

Фреттинговый

Фреттинг — явление микроразрушения деталей, находящихся в тесном контакте в условиях вибрации малой амплитуды — от сотых долей микрона. Такие нагрузки характерны для заклепок, резьбовых соединений, шпонок, шлицев и штифтов, соединяющих детали механизмов. По мере нарастания фреттингового старения и отслоения частичек металла последние выступают в роли абразива, усугубляя процесс.

Существуют и другие, менее распространенные специфические виды старения.

Типы износа

Классификация видов износа с точки зрения вызывающих его физических явлений в микромире, дополняется систематизацией по макроскопическим последствиям для экономики и ее субъектов.

В бухгалтерском учете и финансовой аналитике понятие износа, отражающее физическую сторону явлений, тесно связано с экономическим понятием амортизации оборудования. Амортизация означает как снижение стоимости оборудования по мере его старения, так и отнесение части этого снижения на стоимость производимой продукции. Это делается с целью аккумулирования на специальных амортизационных счетах средств для закупки нового оборудования или частичного усовершенствования его.

В зависимости от причин и последствий различают физический, функциональный и экономический.

Физический износ

Здесь подразумевается непосредственная утрата проектных свойств и характеристик единицы оборудования в ходе ее использования. Такая утрата может быть либо полной, либо частичной. В случае частичного износа оборудование подвергается восстановительный ремонт, возвращающий свойства и характеристики единицы на первоначальный (или другой, заранее оговоренный) уровень. При полном износе оборудование подлежит списанию и демонтажу.

Кроме степени, физический износ также разделяется на рода:

  • Первый. Оборудование изнашивается в ходе планового использования с соблюдением всех норм и правил, установленных изготовителем.
  • Второй. Изменение свойств обусловлено неправильной эксплуатацией либо факторами непреодолимой силы.
  • Аварийный. Скрытое изменение свойств приводит к внезапному аварийному выходу из строя.

Перечисленные разновидности применимы не только к оборудованию в целом, но и к отдельным его деталям и узлам

Данный тип является отражением процесса морального устаревания основных фондов. Этот процесс заключается в появлении на рынке однотипного, но более производительного, экономичного и безопасного оборудования. Станок или установка физически еще вполне исправна и может выпускать продукцию, но применение новых технологий или более совершенных моделей, появляющихся на рынке, делает использование устаревших экономически невыгодным. Функциональный износ может быть:

  • Частичным. Станок невыгоден для законченного производственного цикла, но вполне пригоден для выполнения некоторого ограниченного набора операций.
  • Полным. Любое использование приводит к причинению убытков. Единица подлежит списанию и демонтажу

Функциональный износ также подразделяют по вызвавшим его факторам:

  • Моральный. Доступность технологически идентичных, но более совершенных моделей.
  • Технологический. Разработка принципиально новых технологий для выпуска такого же вида продукции. Приводит к необходимости перестройки всей технологической цепочки с полным или частичным обновлением состава основных средств.

В случае появления новой технологии, как правило, состав оборудования сокращается, а трудоемкость падает.

Кроме физических, временных и природных факторов на сохранность характеристик оборудования оказывают опосредованное влияние и экономические факторы:

  • Падение спроса на выпускаемые товары.
  • Инфляционные процессы. Цены на сырье, комплектующие и трудовые ресурсы растут, в то же время пропорционального роста цен на продукцию предприятия не происходит.
  • Ценовое давление конкурентов.
  • Рост стоимости кредитных услуг, используемых для операционной деятельности или для обновления основных фондов.
  • Внеинфляционные колебания цен на рынках сырья.
  • Законодательные ограничения на применение оборудования, не отвечающего стандартам по охране окружающей среды.

Экономическому старению и утрате потребительских качеств подвержена как недвижимость, так и производственные группы основных фондов. На каждом предприятии ведутся реестры основных фондов, в которых учитывается их износ и ход амортизационных накоплений.

Основные причины и способы как определить износ

Чтобы определить степень и причины износа, на каждом предприятии создается и действует комиссия по основным фондам. Износ оборудования определяется одним из следующих способов:

  • Наблюдение. Включает в себя визуальный осмотр и комплексы измерений и испытаний.
  • По сроку эксплуатации. Определяется как отношение фактического срока использования к нормативному. Значение этого отношения принимается за величину износа в процентном выражении.
  • укрупненная оценка состояния объекта производится с помощью специальных метрик и шкал.
  • Прямое измерение в деньгах. Сопоставляется стоимость приобретения новой аналогичной единицы основных средств и расходы на восстановительный ремонт.
  • доходность дальнейшего использования. Оценивается снижение дохода с учетом всех издержек по восстановлению свойств по сравнению с теоретическим доходом.

Какую из методик применять в каждом конкретном случае — решает комиссия по основным средствам, руководствуясь нормативными документами и доступностью исходной информации.

Способы учета

Амортизационные отчисления, призванные компенсировать процессы старения оборудования, также допустимо определять по нескольким методикам:

  • линейный, или пропорциональный расчет;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • по суммарному сроку производственного применения;
  • в соответствии с объемом выпущенной продукции.

Выбор методики осуществляется при создании или глубокой реорганизации предприятия и закрепляется в его учетной политике.

Эксплуатация оборудования в соответствии с правилами и нормативами, своевременные и достаточные отчисления в амортизационные фонды позволяют предприятиям сохранять технологическую и экономическую эффективность на конкурентоспособном уровне и радовать своих потребителей качественными товарами по разумным ценам.

Одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является износ, которому с начала эксплуатации подвергаются машины и оборудование, но определение и оценка износа машин достаточно трудоемкая задача.

В.Ю. Белопашенцев , эксперт-автотехник, практикующий оценщик машин и оборудования с 1997 г., - о методах определения различных видов износа.

Износ - это технико-экономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны - соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки.

Оценщики в качестве основных факторов устаревания, а значит, обесценения машин и оборудования учитывают физический, функциональный и экономический износ.

При оценке машин и оборудования важно учитывать все три вида износа, это обусловлено следующими причинами:

а)относительно небольшими (на фоне других активов) нормативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности физического износа на их стоимость;

б)высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;

в)относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему (экономическому) износу этого оборудования.

Примечание

При использовании доходного подхода не требуется специальный учет какого-либо износа, т.к. влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что, чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.

При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний (экономический) износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов (взвешены на весах рынка).

Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Свс) последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа.

Простая зависимость

При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость оценки объекта оценки. Физический износ машины приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С) и физический износ машины связаны простой зависимостью:

С = С в - С из физ = С в x (1 - К из физ), (1)

где С в - полная стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) машины,

С из физ - стоимость физического износа машины,

К из физ - коэффициент ее физического износа.

К из физ x С в = С из физ (2)

Как видно из формулы (1), К из физ представляет собой долю стоимости воспроизводства, которую машина потеряла вследствие физического износа.

Методы определения

Известны следующие методы определения степени физического износа машин при их оценке.

  1. Метод экспертизы физического состояния.
    Смысл при применении этого метода заключается в сопоставлении объекту оценки одного из множества описаний его возможных технических состояний, в которых он может оказаться в результате износа.

    Обычно такое множество имеет вид экспертных шкал и таблиц, строки которых соответствуют различным состояниям и стадиям износа объектов оценки, с указанием соответствующих коэффициентов физического износа. Пример такой шкалы приведен в таблице.

    Чтобы связать износ машины с ее стоимостью, таблицы-шкалы для определения коэффициентов износа обычно строят на основе обработки статистической информации о ценах новых и бывших в эксплуатации машин.

Оценочная шкала

Физический

износ (%)

Оценка

технического состояния

Характеристика технического

состояния

Новое, установленное, но еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии.

Очень хорошее

Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии.

Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии

Удовлетворительное

Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей (подшипники, вкладыши и т.п.)

Условно пригодное

Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей (двигатель и т.п.)

Неудовлетворительное

Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта (например, замены рабочих органов основного агрегата)

Негодное к применению

Оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь (скраповая стоимость).

Метод экспертизы физического состояния оценщик достаточно точно может применить только в ситуациях, когда он хорошо знаком с объектом оценки. В остальных случаях при определении коэффициента физического износа этим методом оценщик может привлекать квалифицированных специалистов в области эксплуатации оборудования для консультаций по его техническому состоянию (независимых экспертов).

  1. Метод эффективного возраста
    Для оценки износа машин вводится понятие эффективного возраста (Т эф). Если хронологический возраст (Т) - это количество лет, прошедших со времени создания машины, то эффективный возраст (Т эф) - это возраст, соответствующий физическому состоянию машины, отражающий фактическую наработку машины за срок (Т) и учитывающий условия ее эксплуатации. Знание эффективного возраста объекта оценки позволяет более обоснованно судить о его износе.

    К из физ = Т эф / Т н ,

    Где Т н - нормативный срок службы машины.

    Обычно для определения Т эф экспертно оценивают остающийся срок службы Т ост объекта оценки до его изъятия из эксплуатации и списания. В этом случае
    Т эф = Т н - Т ост

    Определение остающегося срока предполагает, что оценщику известно, как машина будет эксплуатироваться с момента оценки до самого окончания срока ее службы (сменность, нагрузки, условия работы и т.п.).

  2. Экспертно-аналитический метод
    Метод предполагает определение коэффициента физического износа машины при одновременном учете ее хронологического возраста и экспертной балльной оценки физического состояния. В данном случае коэффициент физического износа получается на основе цен на подержанные и новые машины и оборудование, т.е. он отражает реакцию вторичного рынка на степень физического износа машин и оборудования.
  3. Метод средневзвешенного хронологического возраста
    Метод может быть применен тогда, когда после нескольких лет эксплуатации машины заменен ряд агрегатов и деталей, и их возраст оказался разным. В этом случае коэффициент физического износа может быть рассчитан по формуле

    К из физ = Т ср/взв / Т н,
    где Т ср/взв - средневзвешенный хронологический возраст машины.

  4. Метод ухудшения главного параметра
    Метод предполагает, что физический износ проявляется в ухудшении какого-либо одного характерного эксплуатационного параметра машины: производительности, точности, мощности, расхода топлива и т.д.
    Если такой параметр найден для данного вида машин, то коэффициент физического износа рассчитывается следующим образом:

    К из физ = 1 - (Х/Хо)*n,
    где Х, Хо - значение главного параметра машины в начале эксплуатации и на момент оценки,
    n - показатель степени (0,6-0,8)

С момента начала эксплуатации любое оборудование подвергается износу, который нарастает с увеличением срока эксплуатации объектов и приводит к потере ими части своей полезности и как следствие, определенной части стоимости.

В оценочной практике принято разделять прямые и косвенные методы определе­ния величины физического износа.

Иными словами, износ – потеря стоимости (обесценение) собственности в процессе эксплуатации под воздействием различных факторов устаревания и природно-временного воздействия.

Причины износа могут относится либо к самому объекту, либо к ближайшему окружению этого объекта (появлению более совершенных и конкурентоспособных аналогов, появлению новых технологий или изменениям в технологической цепочке, в которую включен объект), либо в областях, не имеющих непосредственного отношения к объекту, то есть внешних по отношению к нему.

В качестве основных факторов обесценения (устаревания) обычно рассматриваются физический износ, функциональное и экономическое устаревание.

Физический износ – ухудшение первоначальных технико-экономических свойств, обусловленное естественным изнашиванием конкретного объекта в процессе эксплуатации и под воздействием различных природных факторов. Другими словами, это износ материалов, из которых создан объект, потеря его первоначальных качеств, постепенное разрушение конструкций и т.д.

Функциональный износ – уменьшение потребительской привлекательности тех или иных свойств объекта, обусловленное развитием новых технологий в сфере производства аналогичных машин, оборудования. Такое уменьшение привлекательности, в свою очередь, вызывает обесценение.

Функциональное устаревание проявляется с появлением объектов-конкурентов, а не постепенно, как физический износ.

По причинам, вызвавшим функциональное устаревание, выделяют моральный и технологический износ.

Функциональное устаревание рассчитывается по формуле:

К фун = 1-(П о /П а) n

где: П о – производительность оцениваемого оборудования;

П а – производительность нового оборудования или аналога;

n – коэффициент торможения.

Моральный износ – это износ, причина которого – улучшение свойств изделий аналогичных оцениваемому (изменение технических параметров или конструктивных решений, появление новых возможностей, большей экологичности, эргономичности и т.д.) или удешевление их производства.

Моральный износ можно разделить на три группы, исходя из статей затрат, с изменениями в структуре которых связан износ:

1. Устаревание, обусловленное избыточными капитальными затратами (повышенными инвестиционными издержками).

2. Устаревание, обусловленное избыточными эксплуатационными расходами.



3. Устаревание, обусловленное низкой экологичностью, эргономичностью и т.д.

Технологический износ – это износ, причина которого – различия в дизайне и составе конструкционных материалов, используемых в объектах аналогах, по сравнению с оцениваемым объектом, а также изменение технологического цикла производства, в который включен оцениваемый объект.

Таким образом, технологический износ в отличие от морального делает рассматриваемое оборудование ненужным, в принципе, в рамках новой технологии.

Следует также отметить, что в отличие от морального технологический износ может быть определен лишь экспертно и, следовательно, приближенно.

Внешний износ (экономическое устаревание) – обесценение собственности, обусловленное влиянием внешних факторов, а именно: изменение в оптимальном использовании, законодательные изменения, изменение соотношения спроса и предложения, ухудшение качества сырья, квалификации рабочей силы и т.д.

Экономическое устаревание почти всегда считается неустранимым, поскольку величина потенциальных затрат на ликвидацию внешних элементов, вызвавших это устаревание, всегда, за редким исключением, превышает добавленную к собственности стоимость.

Так как экономическое устаревание – результат внешнего влияния, которое воздействует на предприятие в целом, а не на каждый объект в отдельности или их группу, экономическое устаревание чаще рассматривается при применении доходного подхода.

Среди причин экономического устаревания можно выделить следующие:

· сокращение спроса;

· возросшая конкуренция;

· изменения в структуре запасов сырья;

· рост расценок на сырье, рабочую силу или коммунальные услуги без соответствующего увеличения цены выпускаемой продукции;

· инфляция;

· высокие процентные ставки;

· законодательные ограничения;

· изменения в структуре рынка товаров;

· факторы окружающей среды.

При расчете величины экономического устаревания используют принцип замещения, т.е. учитывают полезность объекта. В силу экономических причин часть оборудования (инвестиций, мощностей и т.д.) оказывается не задействованной и не приносит никакой пользы. А поскольку полезность объекта в связи с недоиспользованием меньше, чем у объекта, работающего с полной производительностью, то и стоимость его уменьшается.

Недоиспользование, а в результате потеря стоимости, выражается уравнением:

где k э – коэффициент экономического устаревания;

N р – реальная мощность или номинальная производительность объекта;

N н – номинальная мощность или номинальная производительность объекта;

n – коэффициент торможения, коэффициент Чилтона, отражающий влияние закона экономии на масштабе.

Недоиспользование может быть причиной функционального устаревания, а иногда и причиной физического износа оборудования.

Поскольку любой объект может подвергаться одновременно разным видам износа, то при оценке учитывается накопленный износ.

Накопленный износ объекта оценки определяется как сумма потерь стоимости под действием всех факторов устаревания (износа).

Функциональный и экономический износ чаще учитывается косвенно, через цены объектов-аналогов, а физический износ должен учитываться напрямую, так как он специфичен для каждого объекта оценки.

Новое на сайте

>

Самое популярное