Домой Натяжной потолок Звуки курицы: какие звуки издают куры? Лексическая тема: Домашние птицы Игра “Что общего и чем отличаются?”.

Звуки курицы: какие звуки издают куры? Лексическая тема: Домашние птицы Игра “Что общего и чем отличаются?”.

Если ранним утром слышится звонкое "Кукареку! " или какие-то звуки курицы, это значит, что где-то поблизости живет куриное семейство. Всем известное петушиное пение имеет несколько значений. Для куриного стада этот крик служит призывом, напоминанием того, что вот он, петух, рядом.

Для возможного соперника - это знак, что территория занята. Если соперник слабый, то он пройдет стороной, если сильный - попытается вступить в драку и отвоевать территорию.

Одним словом, звонкое "кукареку" можно расшифровать так: "Я здесь! "

Если петух подходит к курице с определенными намерениями, то он издает низким голосом звук, похожий на клекот.

При опасности, исходящей с земли (зверь, собака, человек) , петух громко предупреждает свое семейство таким же клекотом, но с более высокими нотами. В дикой природе это бы расценивалось как команда "всем срочно забраться на деревья - опасность снизу". Домашние куры при таком сигнале тревоги бегут в укрытия или забираются на насесты.

А вот какие звуки издают куры, когда у них заканчивается период кладки яиц: они начинает "квохтать". Такое "квохтанье" продолжается весь период высиживания на яйцах и выхаживания цыплят. Этим нежным звуком наседка успокаивает цыплят, созывает их, приглашает поклевать рядом с собой корм. При приближении опасности наседка, как и петух, издает резкий и протяжный звук "ре". Цыплята при таком предупреждении мгновенно прячутся под курицу.

Если опасность грозит сверху: пролетит ли крупная птица, бросит ли кто камень над головами кур или же пронесется низко вертолет, то петух издает своеобразный звук "ре". Произносится он протяжно и хрипло и обозначает приказ спрятаться, прижаться к земле. Куры при таком предупреждении забиваются в уголки или замирают на месте.

Еще один характерный звук издает предводитель куриного стада - это приглашение полакомиться вместе с ним. Найдя что-нибудь вкусное, петух равномерно и довольно продолжительно произносит что-то похожее на "тюк-тюк-тюк-тюк". Призыв продолжается до тех пор, пока куры не сбегутся на лакомство. После этого куриный предводитель самодовольно может произнести звук "ко-ко" и даже закукарекать.

Курица - птица довольно молчаливая, в отличие от уток и гусей, которые постоянно "переговариваются" между собой. Все звуки курицы тоже имеют строго определенное значение. Так, звуки кудахтанья курицы производят в двух случаях. Во - первых, это сообщение всему окружающему миру о только что снесенном яйце. Покидая гнездо с яйцом, курица громко кудахчет. Ей, как правило, вторят и другие куры. Но их кудахтанье продолжается недолго, стадо быстро успокаивается.

Во-вторых, курица кудахчет, если она чего-то или кого-то испугалась. В этом случае крик курицы подхватывает все стадо, и такой общий "хор" может продолжаться несколько минут, даже если опасность уже миновала. Если курицу поймать и унести из курятника, то остальные куры еще долго будут тревожно кудахтать.

Испуганная курица может и не кудахтать, а просто кричать, особенно, если ее внезапно схватить за крылья и поднять с земли. Этот крик очень тревожен, от него начинается паника у остальных кур. Чтобы птица несла яйца и не болела, ее желательно не подвергать таким стрессам.

Надо отметить, что квохчет курица даже в том случае, если ее не посадят высиживать цыплят. И это квохтанье закончится только с началом очередного яйценоского периода. Такие перерывы в яйценоскости могут быть два-три раза в год

Курица может спокойно прогуливаться по помещению, молча перегребать ногами подстилку, а потом вполголоса начинает "петь". Она произносит всем известные звуки "ко-ко-ко".

Это может обозначать, что курица готова вскоре снести яйцо. Но некоторые куры произносят эти звуки просто так.

Курица - домашняя птица, но остатки инстинктов дикой природы у нее остались. Чтобы вырастить здоровое поголовье, надо прислушиваться к звукам, которые произносят птицы. Больная курица, как правило, очень "молчалива". И такое молчание должно насторожить хозяина.

Конспект образовательной деятельности во 2 группе раннего возраста по развитию речи

Тема: Петух, курица, цыпленок.

Воспитатель: Ситдикова Л.И.

Цель : расширять представления о домашних птицах, обогащать словарь детей.

Задачи:

1 воспитывать доброе и заботливое отношение к домашним птицам и животным;

2 развивать память, логику; побуждать к диалогу, доставлять детям радость;

3 обогащать словарь детей словами: «петух», «курица», «цыпленок», «клюет» (употребление облегченных слов, простых фраз, воспроизведение интонации взрослого); вызвать познавательный интерес к птицам; закреплять звукоподражания.

Оборудование. Игрушки: 2 петуха, курица, 2 цыпленка, кошка, собака, корова, коробка, большая сумка, миска с «крошками», вареные яйца по количеству детей.

Предварительная работа. Разучивание физкультминутки «Курочка»; рассматривание петуха, разучивание пальчиковой игры «Цыпленок».

Ход непосредственной образовательной деятельности.

I Организационный момент .

Мы шли, шли, шли,

Что то нашли.

Ребятки, что это? (сумка) Большая тяжелая сумка. Давайте откроем и посмотрим что там. (достает петуха)

Кто это? (петух) Как кричит петух? (ку- ка-ре-ку индивидуальные ответы)

II Рассматривание игрушки (петух, курица, цыпленок).

Давайте рассмотрим петуха.(Дети садятся на стульчики). Где голова? Гребешок? У него есть глазки? Где клювик? Шея? Где крылышки? Как машет крылышками? Где лапки? Туловище?

Петя, Петя- петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Ку-ка-ре-ку!

Кого зовет петушок? (вынимает курицу)

Кто это? (курица) Как кричит курица? (ко-ко-ко)

Давайте рассмотрим курицу. Где голова? Глазки? Клювик? Где крылышки? Туловище? Где лапки?

Ко-ко-ко! Кого зовет курочка Ряба? (вынимает цыпленка)

Кто это? (цыпленок) Как кричит цыпленок? (пи-пи-пи пищит) Он какой? (маленький, желтый, пушистый, мягкий) Где его родители? Кто папа? Кто мама? Петух большой или маленький? А курица большая? Это семья: папа, мама и цыпленок.

III Пальчиковая игра.

Они хотят есть. Давайте покрошим им крошки. (дети крошат крошки – имитируют)

Как клюют они? (ставит перед птицами миску с «крошками»)

Цыпленок

Бедный маленький цыпленок (дети прижимают кулачки друг другу)

Кушать захотел спросонок.

Пальчиком как клювом бьет (стучат указательными пальчиками по коленям)

Будто бы пшено клюет.

Они вам говорят спасибо.

IV Физкультминутка.

Ребятки, идите ко мне.

Вышла курочка гулять, (воспитатель изображает курицу)

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – (дети изображают цыплят)

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (грозит указательным пальчиком)

Не ходите далеко!

Лапками гребите, (имитируют движения)

Зернышки ищите.»

Съели толстого жука, (поглаживают животики)

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце. (разводят руки в стороны)

Курица сядет нести яички, а мы с вами поиграем. Садитесь на стульчики.

V Речевая игра «Кто как кричит?»

Давайте познакомим цыпленка с другими домашними животными и птицами.

(Воспитательница по очереди выкладывает из мешочка петуха, цыпленка, кошку, собаку, корову, курицу и проговаривает слова стихотворения А. Барто)

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Пить- пить –пить! Воды попить.

Мур-мур-мур! Пугаю кур.

Ам-ам! Кто там?

Му-му! Молока кому?

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

VI Сюрпризный момент.

- (Поднимает курицу) Что это? (яички) Их снесла курочка Ряба. Посмотрите, как их много. Курочке Рябе понравилось как вы занимались и дарит вам яички. (раздает детям яйца) Что скажем курочке? (спосибо) (досвидание)


Цель: расширять представления о домашних птицах, обогащать словарь детей. Задачи: 1 воспитывать доброе и заботливое отношение к домашним птицам и животным; 2 развивать память, логику; побуждать к диалогу, доставлять детям радость; 3 обогащать словарь детей словами: «петух», «курица», «цыпленок», «клюет» (употребление облегченных слов, простых фраз, воспроизведение интонации взрослого); вызвать познавательный интерес к птицам; закреплять звукоподражания. Оборудование. Игрушки: 2 петуха, курица, 2 цыпленка, кошка, собака, корова, коробка, большая сумка, миска с «крошками», вареные яйца по количеству детей. Предварительная работа. Разучивание физкультминутки «Курочка»; рассматривание петуха, разучивание пальчиковой игры «Цыпленок».

Ход организационно-образовательной деятельности.

IОрганизационный момент.

Мы шли, шли, шли,

Что то нашли.

Ребятки, что это? (сумка) Большая тяжелая сумка. Давайте откроем и посмотрим что там. (достает петуха)

Кто это? (петух) Как кричит петух? (ку- ка-ре-ку индивидуальные ответы)

IIРассматривание игрушки (петух, курица, цыпленок).

Давайте рассмотрим петуха.(Дети садятся на стульчики). Где голова? Гребешок? У него есть глазки? Где клювик? Шея? Где крылышки? Как машет крылышками? Где лапки? Туловище?

Петя, Петя- петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Ку-ка-ре-ку!

Кого зовет петушок? (вынимает курицу)

Кто это? (курица) Как кричит курица? (ко-ко-ко)

Давайте рассмотрим курицу. Где голова? Глазки? Клювик? Где крылышки? Туловище? Где лапки?

Ко-ко-ко! Кого зовет курочка Ряба? (вынимает цыпленка)

Кто это? (цыпленок) Как кричит цыпленок? (пи-пи-пи пищит) Он какой? (маленький, желтый, пушистый, мягкий) Где его родители? Кто папа? Кто мама? Петух большой или маленький? А курица большая? Это семья: папа, мама и цыпленок.

IIIПальчиковая игра.

Они хотят есть. Давайте покрошим им крошки. (дети крошат крошки – имитируют)

Как клюют они? (ставит перед птицами миску с «крошками»)

Цыпленок

Бедный маленький цыпленок (дети прижимают кулачки друг другу)

Кушать захотел спросонок.

Пальчиком как клювом бьет (стучат указательными пальчиками по коленям)

Будто бы пшено клюет.

Они вам говорят спасибо.

IVФизкультминутка.

Ребятки, идите ко мне.

Вышла курочка гулять, (воспитатель изображает курицу)

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – (дети изображают цыплят)

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (грозит указательным пальчиком)

Не ходите далеко!

Лапками гребите, (имитируют движения)

Зернышки ищите.»

Съели толстого жука, (поглаживают животики)

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце. (разводят руки в стороны)

Курица сядет нести яички, а мы с вами поиграем. Садитесь на стульчики.

VРечевая игра «Кто как кричит?»

Давайте познакомим цыпленка с другими домашними животными и птицами.

(Воспитательница по очереди выкладывает из мешочка петуха, цыпленка, кошку, собаку, корову, курицу и проговаривает слова стихотворения А. Барто)

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Пить- пить –пить! Воды попить.

Мур-мур-мур! Пугаю кур.

Ам-ам! Кто там?

Му-му! Молока кому?

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

VIСюрпризный момент.

- (Поднимает курицу) Что это? (яички) Их снесла курочка Ряба. Посмотрите, как их много. Курочке Рябе понравилось как вы занимались и дарит вам яички. (раздает детям яйца) Что скажем курочке? (спосибо) (досвидание)


Ситдикова Ляйсан Ингеловна

Отгадай загадку!

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу.
(Петух)

Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Цыпленок)

Красные лапки, щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)

Катится бочка, нет в ней не сучочка.
(Яйцо)

Пальчиковая гимнастика “Курочка”

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем руками по коленям)
А за ней ребятки – желтые цыплятки
(шагаем пальчиками по столу)
Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите
(загребаем ручками),
Зернышки ищите.
(клюем пальчиками зернышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем руками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьем)

Дидактическа игра "Кто как кричит?"

Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балбочет.

«Назови родителей!»

У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак.

«Один — много»

Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
ииндюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.

«Назови ласково»

Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.

Физминутка “Индюк”

Ходит по двору индюк (Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача, (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился.
Сгоряча затопал, (Потопать ногами)
Крыльями захлопал. (Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (Сцепить округленные руки перед грудью)
Или медный самовар,
Затряс бородою (Помотать головой)
Понесся стрелою. (Бег на месте)

«Сравни и назови по образцу»

Красивый — красивее, мягкий — мягче,
твердый — тверже, длинный — длиннее,
корокий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше.

Игра “Что не так?”

Кошка мычала на диване.
Собака лает на своих.
Лошадь дает яйца.
Коза клюёт молоко.

“Какое слово самое короткое?”

Собака, кот, корова, коза.
Петух, индюк, гусь, курица.

Игра “Что общего и чем отличаются?”

Синица и гусь.
Курица и утка.

Для домашнего чтения:

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята на ножки
Красные надели сапожки
И пошли гуськом, вереницей,
Чтоб воды в корыте напиться.
Напились воды десять братцев,
Начали в корыте купаться.
Хорошо купаться в корыте!
Гуси-гусенята, плывите!

Цыплята

Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнованна она:
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.

Утята и цыплята
(Отрывок)
Мама-курица важно шла по двору и вела своих цыплят. Шла неторопливо, потому что цыплята то и дело находили еду и останавливались, чтобы склюнуть червячка или семечко.
А навстречу шла мама-утка. Шла быстро, а утята так же быстро бежали за ней. Они не останавливались и не обращали внимания на червяков и семена растений, не обращали внимания на крошки хлеба и зернышки. Удивились цыплята, хотели даже спросить, куда это так спешат утята, но не успели: мама-утка пролезла в щель забора, и утята – за ней.
Самый любопытный цыпленок решил все-таки посмотреть, что же там, за забором, и куда торопились утята. Выглянул он – и даже клювик открыл от удивления. За забором был пруд, а по этому пруду плавали утята. Плавали – и то и дело опускали в воду головки. А когда поднимали – у них в клювах что-то было. Значит, в воде они находят еду! Но самое интересное – не это. Ведь утятам тоже был один или два дня от роду. А вот они не только бегать уже умели, но и плавать очень хорошо.
По Ю. Дмитриеву

Почему Петух кричит трижды в ночь
(Сказка)
В старину у Петуха хвост был самый красивый, а Павлин ходил кургузый. Был у него хвост, да так – не хвост, а одно недоразумение. Завидовал Павлин Петуху.
Вот однажды пришел Павлин к Петуху и говорит:
– Петух, а Петух! Одолжи мне свой хвост, а то мне в гости идти нужно, так охота принарядиться.
– Да что ты, – говорит Петух, – разве хвост одалживают?
– Да ведь я отдам! – говорит Павлин.
– А когда отдашь?
– Да как из гостей приду. Может, вечером, может, в полночь, а то и до утра прогуляю.
Отдал ему Петух свой хвост. Павлин расфуфырился и был таков!
Сидит Петух без хвоста и ждет, когда Павлин из гостей вернется. Вот и вечер наступил, а Павлина все нет.
Вскочил Петух на забор и запел: “Ку-ка-ре-ку!”
Не идет Павлин. Глядь – полночь настала, темень – хоть глаза выколи. “Эх, – думает Петух, – как бы Павлин не заблудился”. Вскочил Петька и давай кукарекать. Кричал, кричал – нет, не идет Павлин. Опять задремал Петух, да не спится ему – хвост жалко. Вскочил Петух на рассвете. Опять закричал Петька:
– Ку-ка-ре-ку! Павлинушка! Иди сюда!
А какое там “сюда”! Павлин за ночь до самой Индии добежал, да там и поселился. Поминай его как звали.
Много лет прошло, много воды утекло, уж и хвост новый у Петуха вырос, а он все никак не может успокоиться.
Вот и кричит он с тех пор каждую ночь трижды – как знать, может, и вернет Павлин старый Петькин хвост.

“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”,
“Хаврошечка”,
“Зимовье”,
“Полкан и медведь”,
“Бычок-черный бочок, белые копытца”,
“Бременские музыканты”,
“Три поросенка”,
“Петушок– золотой гребешок”.
“Соломенный бычок – смоляной бочок”.
Н. Носов. “Живая шляпа”.

Организация: МБДОУ ДСКВ №86 «БЫЛИНУШКА»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Дети должны знать:

Понятие «домашние птицы»;

Как называется помещение, где живут домашние птицы;

Чем эти птицы питаются;

Название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

О пользе домашних птиц для человека;

Для чего люди разводят домашних птиц;

Существительные : утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;

Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:

Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.

  1. Игра«Собери семью»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят. Развитие зрительного внимания.

Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.

Ход игры:

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.

Логопед говорит: "Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?" Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.

у утки - утенок, у гусыни - ..., у индюшки - ..., у курицы - ... .

  1. Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
    Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
    Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
    Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…
  2. Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.

Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

у человека - дети, а у птиц - птенцы.

у человека - нос, а у птицы - . . .

у животных - шерсть, а у птиц - . . .

у кошки - лапы, а у птиц - . . .

  1. Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
    Гусь - гогочет,
    утка - крякает,
    курица - кудахчет,
    петух - кукарекает,
    цыпленок - пищит,
    индюк - балаболит.
  2. Игра «Назовите родителей»
    У цыпленка - курица, петух;
    у индюшонка - индюшка, индюк;
    у утенка - утка, селезень;
    у гусенка - гусыня, гусак.
  3. Игра «Назови, какой и какая птица?»
    Петух - красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
    И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
  4. Игра «Один - много»
    Гусь - гуси - много гусей,
    утка - утки - уток,
    петух - петухи - петухов,
    курица - куры - кур,
    селезень - селезни - селезней,
    гусенок - гусята - гусят,
    гусыня - гусыни - гусынь,
    утенок - утята - утят,
    индюк - индюки - индюков,
    индюшка - индюшки - индюшек,
    индюшонок - индюшата - индюшат.
  5. Игра «Назови ласково»
    Петух - петушок - петушки,
    зерно - зернышко - зернышки,
    курица - курочка - курочки,
    цыпленок - цыпленочек - цыплятки,
    утка - уточка - уточки,
    гусь - гусачок (гусенок) - гусачки (гусята, гусятки),
    гусыня - гусынюшка - гусынюшки,
    утенок - утеночек - утятки,
    индюшка - индюшечка - индюшечки,
    индюшонок - индюшоночек - индюшатки,
    яйцо - яичко - яички,
    крыло - крылышко - крылышки.
  6. Игра «Сравни и назови по образцу»
    Красивый - красивее, мягкий - мягче,
    твердый - тверже, длинный - длиннее,
    корокий - короче, добрый - добрее,
    злой - злее, сильный - сильнее,
    слабый - слабее, высокий - выше,
    низкий - ниже, толстый - толще,
    тонкий - тоньше.
  7. Игра «Кого не стало?».

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.

Гусь - гусыня - гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем один из членов семьи убирается и логопед спрашивает: «Кого не стало?»

  1. Игра «Какое слово не подходит?»

Цель: Развитие слухового внимания.

Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата.

  1. Упражнение «Кто лишний?»

Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.

Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.

Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.

Индюк, утка, клёст, гусыня.

Синица, утка, индюк, петух.

Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.

Перо, крыло, клюв, утка.

  1. Упражнение «Запомни слова»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.

Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.

Например:

Петушок, курица, цыпленок, цыплята..

Гусь, индюк, петух, утка...

  1. Игра «Исправь ошибку»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления

Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.

У утки - гусята, у индюшки - цыплята,

у курицы - утята, у гусыни - индюшата.

  1. Игра: «Закрытая картинка»

Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.

Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».

Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?

У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?

У неё крылья Заострённые? Закруглённые?

После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.

  1. Игра «Угадай кто это?»

Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать

загадки по опорным словам.

Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (курица).

Ку-ка-ре-ку - стерегу! (петух).

Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)

Кря-кря- ищу червя! (утка).

  1. Игра «Какая домашняя птица?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход игры: Кудахчет - ..., кукарекает- ..., крякает - ..., гогочет - ...

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: "Кто как передвигается?

Утка (что делает?) - ходит, плавает, летает. Индюшка-…, курочка-…

Развитие общих речевых навыков.

Стихотворение «Курица с цыплятами»

Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”

Наши уточки с утра -

Кря -кря -кря! Кря - кря - кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда -

Га - га - га! Га - га - га!(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки -“крылья” назад.)

Наши курочки в окно-

Ко -ко-ко! Ко -ко -ко!(Останавливаются, встают лицомв круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя - петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет: ку -ка -ре-ку!(Встают спиной в круг, вытягиваютшею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Диалог «Курочка-рябушка»

Курочка-рябушка, куда ты идёшь?

На речку.

Курочка-рябушка, за чем идёшь?

За водой.

Курочка-рябушка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят,

На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!

(Народная песенка)

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

Где вы бывали? Что вы видали?

Мы видали волка: Унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого.

Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.

(Народная песенка)

Пальчиковая гимнастика.

Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,

Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого, а со слов

А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать

Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал:

« Пи-пи-пи!»-

« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Игра “Гусь”

(кумыкская народная песенка)

Где ладошка? Тут?

На ладошке пруд?

Палец большой –

Это гусь молодой.

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда - в живот!

Игра “УТОЧКА”

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,(Загибают безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого.(Загибают указательный палец.)

Игра «Сколько было утят в стае?»

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Порезвиться, поплескаться.

Первый среди них – вожак.

Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»

У трёх других утят

Спинки жёлтые блестят.

А последний поотстал.

Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Ещё двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

Загадки.

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня... (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детёныши?

Чем питается?

Где живёт?

Какую пользу приносит?

Кто ухаживает?

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.

Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.

Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:

- Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:

- Пи – пи – пи!

Но споткнулся и шлепнулся в лужу.

В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:

- Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!

Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.

Вопросы:

Про кого была сказка?

Как звали маму?

Какого цвета был кот?

Кого потом увидел цыпленок?

Что кричал петух?

А как кричал цыпленок?

Куда он упал?

Кто там сидел?

Что лягушка сказала?

Кто пожалел цыпленка?

Новое на сайте

>

Самое популярное