Домой Знания Солдаты сталина. полководец танковой промышленности ссср

Солдаты сталина. полководец танковой промышленности ссср

Фонд Р-50, 4412 ед. хр., 1928 - 1986. Описи на документацию: - конструкторскую - ед. хр. 3511, 1928 - 1986; - управленческую - ед. хр. 901, 1929 - 1975.

- 547 -

1. Ордена Трудового Красного Знамени Центральное конструкторское бюро "Вымпел" Министерства судостроительной промышленности СССР, г. Горький, 1927 - Ордена Трудового Красного Знамени Центральное конструкторское бюро "Вымпел" Министерства судостроительной промышленности СССР, г. Горький, 1927 - 1927

Ед. хр. 4367, 1928 - 1986. Описи на документацию: - конструкторскую - ед. хр. 3481, 1928 - 1986; - управленческую - ед. хр. 886, 1929 - 1975.

Сормовское отделение Центрального бюро морского и речного судостроения (ЦБМС) создано в г. Нижнем Новгороде (с 1932 г. - г. Горький) приказом ВСНХ СССР от 24 октября 1927 г. Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 2 октября 1928 г. переименовано в Сормовское отделение Государственной конторы по проектированию судов "Судопроект", преобразованное в июле 1930 г. в Контору по проектированию речных и морских судов "Речсудопроект". Решением ВСНХ СССР в ноябре 1931 г. контора преобразована в Проектное бюро металлических судов речного, внутреннего морского и озерного флотов "Речсудопроект". В марте 1934 г. разделено на Сормовское государственное всесоюзное проектно-конструкторское бюро речного судостроения "Речсудопроект" (Сормовский "Речсудопроект") и Проектное бюро "Горьковский Речсудопроект". В апреле 1938 г. Проектная контора "Горьковский Речсудопроект" и Сормовский "Речсудопроект" объединены в Государственное всесоюзное проектное бюро по проектированию речных и морских судов "Горьковский Речсудопроект", переименованное в сентябре 1939 г. в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). Приказом Наркомата судостроительной промышленности СССР от 7 октября 1939 г. переименовано в Государственное союзное центральное конструкторское бюро N 51 (ЦКБ -51). Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 31 января 1966 г. переименовано в Центральное конструкторское бюро "Волгобалтсудопроект" (ЦКБ "Волгобалтсудопроект"), приказом министерства от 6 июля 1972 г. - в Центральное конструкторское бюро "Вымпел" (ЦКБ "Вымпел"). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1977 г. награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Бюро находилось в ведении:

ВСНХ СССР (1927 - 1931);

Наркомата водного транспорта СССР (1931 - 1932);

Наркомата тяжелой промышленности СССР (1932 - 1937);

Наркомата машиностроения СССР (1937 - 1939);

Наркомата-Министерства судостроительной промышленности СССР (1939 - 1953, 1954 - 1957, 1965 -);

Госкомитета Совета Министров СССР по судостроению (1957 - 1963);

Госкомитета по судостроению при ВСНХ СССР (1963 - 1965).

Бюро занималось проектированием судов и плавсредств для речного и внутреннего флотов.

- 548 -

2. Проектная контора "Горьковский Речсудопроект" Наркомата машиностроения СССР, г. Горький, 1934 - 1938. Проектная контора "Горьковский Речсудопроект" Наркомата машиностроения СССР, г. Горький, 1934 - 1938. 1934 1938

Ед. хр. 45, 1934 - 1938. Описи на документацию: - конструкторскую - ед. хр. 30, 1935 - 1938; - управленческую - ед. хр. 15, 1934 - 1938.

Проектное бюро "Горьковский Речсудопроект" создано в марте 1934 г. В 1935 г. преобразовано в Проектную контору "Горьковский Речсудопроект". В апреле 1938 г. объединено с Сормовским "Речсудопроектом".

Контора находилась в ведении:

Наркомата тяжелой промышленности СССР (1934 - 1937);

Наркомата машиностроения СССР (1937 - 1938).

Контора занималась усовершенствованием и реконструкцией судов и судового оборудования.

Конструкторская документация.

Проекты судов и плавсредств для речного, транспортного, пассажирского, грузового, технического и самоходного флота.

Приказы и распоряжения вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения по производственной деятельности. Протоколы технических совещаний. Программы и сметы на проведение научно-исследовательских работ. Планы капитальных вложений. Отчеты о выполнении планов научно-исследовательских работ. Отчеты о Производственно-хозяйственной деятельности и капитальным вложениям. Штатные расписания. Материалы БРИЗа. Документы месткома.

Ордена Трудового Красного Знамени Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) Министерства судостроительной промышленности СССР, г. Горький, 1952 -

Фонд Р-563, 473 ед. хр., 1955 - 1986. Описи на документацию: -патентную - ед. хр. 12, 1967 - 1978; - управленческую - ед. хр. 461, 1955 - 1986.

- 549 -

Научно-исследовательская опытная гидродинамическая лаборатория (НИГЛ) создана в августе 1952 г. в составе завода "Красное Сормово" им. А. А. Жданова. Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 14 декабря 1954 г. преобразована в Филиал Государственного союзного центрального конструкторского бюро N 19. Распоряжением Горьковского совнархоза от 24 декабря 1957 г. переименован в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода "Красное Сормово" (ЦКБ завода "Красное Сормово"), Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 30 марта 1965 г. преобразовано в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1985 г. награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Бюро находилось в ведении:

Министерства транспортного машиностроения СССР (1952 - 1953);

Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (1953 - 1954);

Министерства судостроительной промышленности СССР (1954 - 1957, 1965 -);

Горьковского - Волго-Вятского совнархозов (1957 - 1965).

Бюро занималось созданием, проектированием и постройкой опытных образцов скоростных судов и судов на подводных крыльях различного назначения.

Патентная документация.

Заявочные материалы на изобретения.

Управленческая документация.

Приказы вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения бюро по производственным вопросам. Протоколы заседаний Научно-технического совета. Планы внедрения новой техники и отчеты об их выполнении. Отчеты по капитальному строительству. Отчеты по работе с кадрами. Материалы первичных организаций НТО, ВОИР. Документы месткома.

Горьковский филиал Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения (ЦНИИТС) Министерства судостроительной промышленности СССР, г. Горький, 1964 -

Фонд Р-809, 243 ед. хр., 1964 - 1976. Опись на управленческую документацию.

Филиал находился в ведении:

Госкомитета по судостроению при ВСНХ СССР (1964 - 1965);

Министерства судостроительной промышленности СССР (1965 -).

Филиал занимался оказанием технической помощи судостроительным заводам и организациям Волжского бассейна по внедрению передовой технологии.

- 550 -

Управленческая документация.

Устав филиала. Приказы вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения филиала по производственной деятельности. Протоколы заседаний Научно-технического совета. Планы внедрения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ и отчеты об их внедрении. Отчеты по основной деятельности. Отчеты о работе с кадрами. Штатные расписания. Материалы первичной организации НТО. Документы месткома.

Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС – создан в 1954 году, в разгар «холодной войны», занимал одно из ведущих мест в системе партийно-государственных органов управления оборонно-промышленного комплекса страны.

Отдел в структуре аппарата ЦК КПСС был рабочим органом Политбюро и Секретариата ЦК и Совета обороны СССР по вопросам деятельности оборонных отраслей промышленности, создания, производства и выпуска вооружений и военной техники .для Вооружённых СССР.

Основными функциями Отдела были: подготовка, организация и контроль выполнения партийных решений по оснащению Вооружённых Сил страны современными системами вооружений и военной техники . На Отдел также возлагались задачи по осуществлению кадровой политики ЦК КПСС в оборонных отраслях промышленности.

В разные годы вопросы работы Отдела вели секретари ЦК КПСС: Ф.Р.Козлов (1960-1963 гг.), Л.И.Брежнев (1956-1960 и 1963-1965 гг.), Д.Ф.Устинов (1965-1976 гг.), Я.П.Рябов (1976-1979 гг.), Г.В.Романов (1983-1985 гг.), Л.Н. Зайков (1985-1988 гг.), О.Д. Бакланов (1988-1991 гг.).

С 1954 года до 1981 года Отдел возглавлял опытный руководитель и крупный организатор системы управления оборонно-промышленным комплексом И.Д.Сербин. С 1981 года по 1985 год заведующим Отделом был И.Ф.Дмитриев, а с 1985 года по 1990 год – О.С.Беляков.

Задача Отдела состояла и в осуществлении кадровой политики в ВПК . Работа в этом направлении носила системный характер. Суть системного подхода в кадровой политике заключалась в том, что он одновременно охватывал подбор, подготовку и расстановку кадров в партийных и государственных органах управления, что в совокупности обеспечивало должный уровень эффективности научной и производственной деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и промышленных предприятий.

Одним из звеньев системы стала разработанная в ЦК КПСС номенклатура руководящих должностей, построенная по иерархическому принципу:

  • номенклатура Политбюро ЦК КПСС;
  • номенклатура Секретариата ЦК КПСС;
  • учётно-контрольная номенклатура Отдела.
  • Назначение на должность утверждалась соответственно решениями Политбюро или Секретариата ЦК КПСС, по учётно-контрольным должностям согласие на назначение давал Отдел.

    В состав номенклатуры входили:

  • Председатель, заместители Председателя, заведующие отделами ВПК;
  • первый заместитель Председателя, начальники отделов по военно-промышленному комплексу Госплана СССР;
  • Министры, заместители Министров, члены коллегий и начальники главных управлений министерств оборонных отраслей промышленности;
  • заместитель Министра обороны СССР – Начальник вооружения, начальники управлений по направлениям работы в аппарате Начальника вооружений, заместители Главкомов видов Вооружённых сил, начальники управлений по направлениям работы в видах Вооружённых сил;
  • генеральные директора и директора, секретари парткомов и главные инженеры крупных промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро;
  • генеральные и главные конструкторы важнейших систем вооружений и
  • Раздел 4.

    ОРГАНИЗАТОРЫ
    ^ ОБОРОННЫХ ОТРАСЛЕЙ

    Конечно же, создание военной техники, включающие в себя объединение усилий многих организаций, а также создание материально-технической базы производств, было бы немыслимо без влиятельного участия в этот процесс отраслевых министерств.

    Создание атомного оружия невозможно было бы без создания новых заводов по добыче урановой руды, ее переработки и обогащения. Именно Министерство среднего машиностроения, возглавляемое министром, трижды Героем Социалистического Труда Славским Ефимом Павловичем, выполнило огромную работу в этом плане. На решение общей задачи уранового проекта были задействованы более сотни тысяч заводов, вновь построено и запущено производство более 10 тысяч предприятий. Все эти предприятия имели свою сложную хозяйственную структуру. Конечно же, роль министра в создании атомного и водородного оружия невозможно не дооценить.

    То же самое следует сказать в отношении организации ракетно-космической отрасли Министерства общего машиностроения (МОМ), которую возглавил дважды Герой Социалистического Труда Афанасьев Сергей Александрович, а затем его дело продолжил Герой Социалистического Труда Бакланов Олег Дмитриевич.

    С такими же сложностями наращивались мощности танковой и стрелково-артиллерийской промышленности, когда в годы Великой Отечественной войны нужно было эвакуировать из восточных районов в Сибирь все предприятия военной промышленности и на новом месте запускать эти производства! При этом размещать для нормальной жизни семьи работников. Конечно же, эти функции полностью взяло на себя Министерство оборонной промышленности. Это министерство в разное время возглавляли дважды Герой Социалистического Труда Устинов Дмитрий Федорович, Герой Социалистического Труда Зверев Сергей Алексеевич и Герой Социалистического Труда Финогенов Павел Васильевич.

    Создание ядерного подводного флота, организация производства подводных лодок в условиях Крайнего Севера легли на плечи Министерства судостроительной промышленности, которое возглавил Герой Социалистического труда, министр Бутома Борис Евстафьевич.

    Министерства авиационной, химической, электронной промышленностей, их коллективы и министры проявили героизм и настойчивость в решении сложнейших задач обороны страны. Именно благодаря им был создан ракетно-зенитный щит Советского Союза.

    Сегодня практически многих из них уже нет в живых, но мы должны знать и помнить, кто защитил нас от ядерной катастрофы, подобной японской.

    То же можно сказать о Министерстве электронной промышленности, Министерстве химической промышленности, Министерстве авиационной промышленности.

    ^ Устинов Дмитрий Федорович

    Министр обороны СССР, дважды Герой Социалистического Труда,

    Герой Советского Союза, маршал Советского Союза

    Родился 30 октября 1908 года в городе Самаре в семье рабочего.

    В 1922–1923 годах служил в Красной Армии, после чего окончил профтехшколу и Ленинградский военно-механический институт. В 1927–1929 годах работал слесарем на Балахнинском бумажном комбинате, затем на фабрике в Иваново.
    С 1934 года – инженер в Артиллерийском морском НИИ, начальник бюро эксплуатации и опытных работ; с 1937 го-да – инженер-конструктор, заместитель главного конструктора и директор ленинградского завода «Большевик».

    Незадолго до начала Великой Отечественной войны молодой руководитель производства Д. Ф. Устинов, по указанию И. В. Сталина , был назначен народным комиссаром вооружения СССР. На этом посту он внес крупный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне, обеспечив массовый выпуск оружия, успешное освоение производства новых видов вооружения.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1942 года за указанные выдающиеся успехи в руководстве наркоматом вооружения Устинову Дмитрию Федоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (№ 8117) и золотой медали «Серп и Молот» (№ 24).

    В 1946–1953 годах генерал-полковник-инженер артиллерийской службы Д. Ф. Устинов – министр вооружения, в 1953-1957 годах он – министр оборонной промышленности СССР, а в 1957–1963 годах – заместитель Председателя Совета Министров СССР.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в развитии ракетной техники и обеспечение успешного полета советского человека в космическое пространство Устинов Дмитрий Федорович награжден второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 89).

    В 1963–1965 годах Д. Ф. Устинов – 1-й заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель ВСНХ СССР, а в 1965–1976 годах – секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, координирующий на этом посту и направляющий работу научных учреждений, конструкторских бюро, оборонных промышленных предприятий.

    С конца апреля 1976 года генерал армии Устинов Д. Ф. – министр обороны СССР. 30 июля 1976 года ему присвоено высшее воинское звание «Маршал Советского Союза».

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1978 года «за большие заслуги в укреплении обороны страны в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период и в связи с 70-летием со дня рождения» Маршалу Советского Союза Устинову Дмитрию Федоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11302).

    Депутат Верховного Совета СССР 2, 4–11-го созывов. Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов скончался 20 декабря 1984 года. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

    Награжден одиннадцатью орденами Ленина (08.02.1939, № 4270; 03.06.1942, № 8117; 05.08.1944, № 19028; 08.12.1951, № 199193; 20.04.1956, № 320429; 21.12.1957, № 348787; 29.10.1958, № 369166; 29.10.1968, № 400957; 02.12.1971, № 401117; 27.10.1978, № 432396; 28.10.1983, № 400489), орденом Суворова 1-й степени (16.09.1945, № 391), Кутузова 1-й степени (25.10.1944, № 312), семнадцатью медалями: «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За отличие в охране Государственной границы», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–
    1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великую Отечественную войну», «За укрепление боевого содружества», «За освоение целинных земель», «30 лет Советской Армии и Флота», «40 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Советской милиции», «В память 800-летия Москвы», «В память 250-летия Ленинграда». Также награжден иностранными орденами: монгольскими орденами Сухэ-Батора (1975, 1978, 1981) и Боевого Красного Знамени (1983), чехословацкими орденами Клемента Готвальда (1978, 1983) и Белого Льва 1-й степени (1977), вьетнамским орденом Хо Ши Мина (1983), болгарским орденом Георгия Димитрова (1976, 1983), польским орденом «Крест Грюнвальда» 1-й степени (1976), венгерским орденом Знамени с рубинами (1978, 1983), афганским орденом «Солнце Свободы» (1982), орденами Германской Демократической Республики Карла Маркса (1978, 1983) и Шарнхорста (1977), финским орденом Белой Розы 1-й степени (1978), кубинским орденом Плайя Хирон (1983). Удостоен Ленинской премии (20 апреля 1982 года, медаль № 3393), Сталинской премии 1-й степени (16 декабря 1953 года) и Государственной премии СССР (5 февраля 1983 года, медаль
    № 13503), званий Героя Монгольской Народной Республики (МНР) (8.06.1981) и Героя Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР) (6.10.1982).

    Почетный гражданин города Северодвинска Архангельской области (25.05.1983).

    Бронзовый бюст Героя Советского Союза, дважды Героя Социалистического труда Устинова Д. Ф. установлен на его родине – в городе Самаре на Самарской площади.

    Имя Д. Ф. Устинова присвоено Ульяновскому авиационному промышленному комплексу, производственному объединению «Ижмаш» и району в городе Ижевске, Ленинградскому (ныне Санкт-Петербургскому) механическому институту, где он учился, площади в его родном городе Самаре, улицам в Москве и Санкт-Петербурге, ракетному крейсеру Краснознаменного Северного флота.

    Сочинения:

    Во имя Победы. – М.: Воениздат, 1988 ; Избранные речи и статьи. – М., 1979.

    «...Почти полмиллиона пушек, более 1,5 миллиона пулеметов, свыше 12 миллионов винтовок и карабинов, более
    6 миллионов пистолетов-пулеметов. Столько оружия победы произвели в годы Великой Отечественной войны советские заводы. Это почти вдвое больше, чем выпустили предприятия Германии, опиравшейся на индустриальную мощь чуть ли не всей Европы. Наше оружие превосходило вражеское и по качеству. Выдающаяся заслуга в этих достижениях принадлежала народному комиссару вооружения генерал-полковнику инженерно-артиллерийской службы Д. Ф. Устинову.

    Сын самарского рабочего Дмитрий Устинов начал трудиться с 10 лет. Его детство и отрочество озарено пламенем великой революции, поднявшей народные массы на битву «с игом проклятой нужды». И 14-летний пролетарий, добровольно встав в ряды защитников молодой Республики Советов, сражается против басмачей в частях особого назначения, затем 12-го Туркестанского стрелкового полка. Юного красноармейца приняли в комсомол. «То было нелегкое, но полное революционной романтики время, – вспоминал маршал. – Время, когда по зову партии комсомольцы с винтовкой в руках сражались против кулацких и басмаческих банд, боролись за ликвидацию безграмотности, возводили гиганты социалистической индустрии...»

    После демобилизации в 1923 г. Д. Устинов окончил профессионально-техническую школу в г. Макарьеве, работал слесарем на целлюлозно-бумажном комбинате в г. Балахне (Горьковской обл.), затем слесарем и машинистом-дизелистом на фабрике «Зарядье» в Иваново-Вознесенске (1927–1929 гг.). В 1927 г. вступил в Коммунистическую партию.

    Революция распахнула двери вузов перед рабочей молодежью. В 1934 г. Д. Устинов окончил Ленинградский военно-механический институт, готовивший технологов и конструкторов оружейников, и был направлен в Артиллерийский научно-исследовательский морской институт. За 4 года талантливый специалист и организатор прошел путь от рядового инженера до директора ленинградского завода «Большевик».

    В июне 1941 г. – за две недели до вероломного нападения гитлеровской Германии – 32-летний Дмитрий Устинов был назначен народным комиссаром вооружения СССР. С первых дней войны надо было обеспечить высокие темпы роста производства: резко увеличить выпуск полевых и зенитных орудий, противотанковых средств, пулеметов, танковых и авиационных пушек. Не было вдоволь металла, хлеба, не хватало кадров, производственных мощностей. Перестройка на военный лад проводилась в сложных условиях эвакуации большей части заводов в глубь страны. Дмитрий Федорович Устинов непосредственно руководил их перевозкой и налаживанием выпуска продукции. Под его руководством решались сложнейшие вопросы конструирования, испытания и массового выпуска различных видов вооружения.

    Уже в 1941 г. выпуск вооружения возрос почти в 1,5, а еще через год – в 1,9 раза по сравнению с довоенным уровнем.
    В 1942 г. наркому Д. Ф. Устинову за выдающиеся заслуги в организации производства, освоении новых видов артиллерийского и стрелкового вооружения и умелое руководство заводами было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

    «Строгая доброта и поддержка инициативы сочетались у него с высокой требовательностью, доступностью, исключительным вниманием и к директорам заводов, и к конструкторам, и к тем, кто стоял у станков – вспоминал министр машиностроения СССР В. В. Бахирев. – На предприятиях и испытательных полигонах, на войсковых учениях и в коллективах конструкторов и ученых он умел подметить главное, сосредоточить внимание на нем и довести дело до конца. Он по праву снискал репутацию создателя «школы оборонщиков».

    По его инициативе получили развитие многие перспективные направления различных отраслей промышленности.

    Он твердо проводил в жизнь политику по обеспечению обороноспособности Родины, повышению боевой готовности армии и флота. Активно укреплял содружество Вооруженных Сил СССР с братскими армиями стран – участниц Варшавского Договора».

    ^ Славский Ефим Павлович

    Выдающийся советский государственный деятель,

    министр атомной промышленности СССР,

    трижды Герой Социалистического Труда

    Родился 26 октября (7 ноября) 1898 года в селе Макеевка Таганрогского округа области Войска Донского Российской империи (ныне – город Макеевка Донецкой области, Украина) в крестьянской семье.
    В 1908–1912 годах работал батраком по найму. В 1912–1914 годах рабочий старотруболитейного завода, в 1914–1916 годах котельщик шахты «Капитальная», в 1916–1918 годах обрубщик новотруболитейного завода в Донбассе.

    С 1918 года служил в Красной Армии. Участник гражданской войны: в 1919–1920 годах красноармеец 9-го Заднепровского Украинского полка, в 1920–1921 годах командир взвода 1-й отдельной кавалерийской бригады при Революционном военном совете 1-й Конной армии. Участвовал в боях на юге Украины и в Крыму.

    В 1921–1927 годах комиссар полка, начальник организационной части 1-й отдельной кавалерийской бригады (город Москва), в 1927–1928 годах комиссар 56-го Кавказского кавалерийского полка 2-й отдельной Кавказской бригады (город Тбилиси). В 1928 году демобилизован.

    В 1928–1929 годах заведующий базисными складами «Гослаборснабжения». В 1933 году окончил Московский институт цветных металлов и золота. В 1933–1940 годах работал инженером, начальником цеха, главным инженером и директором завода «Электроцинк» Народного комиссариата танковой промышленности СССР (город Оржоникидзе; ныне – Владикавказ). В 1940 году назначен директором Днепровского алюминиевого завода (город Запорожье), в 1941 году – директором Уральского алюминиевого завода (город Каменск-Уральский).

    В 1945–1946 годах – заместитель наркома цветной металлургии СССР–начальник Главного управления алюминиевой промышленности СССР. В 1946–1949 годах – заместитель начальника 1-го главного управления при Совете Министров СССР–начальник 2-го Управления. Одновременно в 1947–1949 годах исполнял обязанности главного инженера Комбината № 817 (ныне – ПО «Маяк» в городе Озерск Челябинской области).

    В 1948–1949 годах на заводе «В» Комбината № 817 был получен сплав плутония с заданными техническими характеристиками. Из него были получены детали первой ядерной бомбы. Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путем приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путем.

    В 1949 году на Семипалатинском ядерном полигоне (Казахстан) было проведено успешное испытание первой советской ядерной (атомной) бомбы РДС-1 (мощностью 22 кт).

    Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 29 октября 1949 года за организацию производства оружейного плутония для первой советской ядерной (атомной) бомбы РДС-1 Славскому Ефиму Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

    В 1949–1953 годах – заместитель и первый заместитель начальника 1-го главного управления при Совете Министров СССР. В 1953–1955 годах – заместитель, в 1955–1957 годах –первый заместитель министра среднего машиностроения СССР. Одновременно в 1956–1957 годах – начальник Главного управления по использованию атомной энергии–председатель Коллегии Главного управления.

    В 1953 году на Семипалатинском ядерном полигоне было проведено успешное испытание первой советской термоядерной (водородной) бомбы РДС-6 (мощностью 400 кт).

    Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 4 января 1954 года за участие в организации работ по созданию и испытанию первой советской термоядерной (водородной) бомбы РДС-6 Славский Ефим Павлович награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

    При непосредственном участии Е. П. Славского 27 июня 1954 года была сдана в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция в городе Обнинске Калужской области. Реактор Обнинской АЭС, помимо выработки энергии, служил базой для экспериментальных исследований и для выработки изотопов для нужд медицины. Опыт эксплуатации первой, по сути экспериментальной атомной станции, полностью подтвердил инженерно-технические решения, предложенные специалистами атомной отрасли, что позволило приступить к реализации широкомасштабной программы по строительству новых АЭС в СССР. Обнинская АЭС проработала в течение 48 лет (в 1954–2002 годах).

    В 1957–1986 гг. – министр среднего машиностроения СССР (в 1963–1965 годах – председатель Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР). Министерству подчинялись сотни городов, горнодобывающих и обогатительных предприятий, атомных электростанций, научно-исследовательских университетов, научных центров, полигонов и воинских частей, работавших в интересах атомной промышленности. Был на посту министра в течение 29 лет.

    В октябре 1961 года на высоте 4000 м над полигоном «Новая Земля» была взорвана термоядерная (водородная) бомба АН602 мощностью по разным данным от 57 до 58,6 Мт, доставленная бомбардировщиком Ту-95. Ударная волна после взрыва три раза обогнула земной шар. Несмотря на успешное испытание, бомба на вооружение не поступила; тем не менее, создание и испытание сверхбомбы имели большое политическое значение, продемонстрировав, что СССР решил задачу достижения практически любого уровня мегатоннажа ядерного арсенала. Коэффициент полезного действия устройства составил почти 97%. Это было самое мощное взрывное устройство, когда-либо разработанное и испытанное на Земле.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 7 марта 1962 года за участие в организации работ по созданию и испытанию самой мощной в мире термоядерной (водородной) бомбы АН602 Славский Ефим Павлович награжден третьей золотой медалью «Серп и Молот».

    Под его руководством и при его непосредственном участии развивались атомная наука и техника в СССР и странах Восточной Европы и Азии, укреплялся ядерный щит страны, вводились в строй атомные электростанции и установки различного назначения, разрабатывались и внедрялись уникальные технологии по добыче урана, золота, производству минеральных удобрений, применению изотопов в медицине, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства, возводились новые современные атомграды.

    Депутат Московского совета в 1930–1933 годах, депутат Челябинского областного совета в 1947–1949 годах, депутат Верховного Совета СССР 5–11-го созывов (в 1958–1989 годах).

    Жил в городе-герое Москве. Скончался 28 ноября 1991 года, на 94-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10).

    Награжден десятью орденами Ленина (25.07.1942, 10.02.1944, 23.02.1945, 29.10.1949, 11.09.1956, 25.10.1958, 25.10.1968, 25.10.1971, 25.10.1978, 25.10.1983), орденом Октябрьской Революции (25.10.1973), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени (24.12.1953, 29.07.1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (21.08.1953), орденом «Звезда дружбы народов» 2-й степени (1978, ГДР).

    Лауреат Ленинской премии (17.04.1980), Сталинской премии 1-й степени (29.10.1949, 8.12.1951), Государственной премии СССР (3.11.1984).

    Почетный гражданин Северска (Томск-7; 19.07.1979), Зеленогорска (Красноярск-45; 17.06.1981) и Усть-Каменогорска.

    Афанасьев Сергей Александрович

    Видный советский государственный деятель,

    министр Министерства общего машиностроения СССР,

    Родился 30 августа 1918 года в городе Клин Московской области. Окончил 10 классов школы № 6 в Клину. С 1936 года работал старшим наладчиком станковых автоматов на автомобильном заводе имени
    И. В. Сталина (ныне – имени И. А. Лихачева) в Москве.

    В 1941 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Работал инженером-конструктором на артиллерийском заводе № 8 в Подлипках (ныне – город Королев Московской области).

    После начала Великой Отечественной войны и эвакуации завода в тыл с октября 1941 года работал на заводе № 172 в городе Молотове (ныне – Пермь). Прошел все ступени, был инженером-конструктором, старшим инженером-конструкто-ром, начальником технического отдела, заместителем начальника цеха, заместителем главного механика завода. На заводе №172 разрабатывались противотанковые управляемые снаряды – реактивные снаряды кумулятивного действия, которые служили для борьбы с танками и самоходно-артиллерийскими установками противника. За самоотверженную работу для фронта С. А. Афанасьев получил свою первую награду – орден Красной Звезды.

    С 1946 года – в аппарате Технического управления Министерства вооружения СССР: старший инженер, с 1948 года – начальник отдела, с 1950 года – заместитель начальника Технического управления. В 1955–1957 годах – начальник Технического управления Министерства оборонной промышленности СССР.

    В 1957 году назначен заместителем председателя Ленинградского совнархоза по оборонной промышленности.
    В 1958 году недолго был 1-м заместителем, а вскоре уже председателем Ленинградского совнархоза. Курировал работу по строительству первого атомного ледокола «Ленин».
    В 1961–1965 годах – председатель Совнархоза РСФСР – заместитель председателя Совета Министров РСФСР. Курировал отрасли тяжелого и среднего машиностроения, напрямую связанные с освоением космического пространства.

    В марте 1965 года, когда было образовано Министерство общего машиностроения СССР, С. А. Афанасьев был назначен первым в мире «космическим» министром. Ему пришлось организовывать работу «с нуля», объединяя под единым началом многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (КБ), работающие над созданием ракетно-космической техники. Под руководством С. А. Афанасьева была решена ключевая государственная задача – был достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире. Министерство общего машиностроения сумело в короткие сроки внедрить последние разработки КБ и наладить производство по созданию лучших образцов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ). На боевое дежурство в шахтных и иных пусковых устройствах встали около 1.400 МБР и 1.000 БРПЛ. Министерство общего машиностроения также обеспечивало создание орбитальных станций, в том числе станции «Мир». Под руководством С. А. Афанасьева находились КБ выдающихся конструкторов космической и ракетной техники.

    За успешное осуществление запуска космического корабля «Союз-19» и стыковку его с американским космическим кораблём «Аполлон» (программа ЭПАС) Афанасьеву Сергею Александровичу закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1975 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

    За многолетнюю плодотворную работу в ракетно-космической отрасли и в связи с 60-летием закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 августа 1978 года Афанасьев Сергей Александрович награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

    С апреля 1983 года по июль 1987 года – министр тяжелого и транспортного машиностроения СССР.

    С 1988 года работал консультантом в Министерстве обороны СССР, главным научным консультантом РКК «Энергия» имени С. П. Королева. Жил в Москве. Умер 13 мая 2001 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

    Награжден 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1996), медалями, иностранными наградами. Лауреат Ленинской премии (1973), Сталинской премии (1952) и Государственной премии СССР (1976). Почетный гражданин Клинского района (2001; посмертно).

    Депутат Верховного Совета СССР в 1962–1989 годах.

    Бронзовый бюст С. А. Афанасьева установлен в городе Клин Московской области. В Москве на доме, в котором жил
    С. А. Афанасьев, установлена мемориальная доска.

    ^ Дементьев Петр Васильевич

    Генерал-полковник-инженер,

    дважды Герой Социалистического Труда

    министр авиационной промышленности СССР

    Родился в семье учителя в селе Убей ныне Дрожжановского района Республики Татарстан. С 15 лет он начал трудиться, а в 1927 г. поступил в Московский механический институт им. Ломоносова. В 1929 г. его перевели в Военно-воздушную академию им. Жуковского, которую он успешно окончил в
    1931 г. С 1934 г. Дементьев – начальник цеха, главный инженер, директор крупного московского авиазавода № 1.

    В 1941 г. Дементьев был назначен первым заместителем наркома авиационной промышленности СССР. Признанием заслуг в решении оборонных задач стало присвоение в 1942 г. Дементьеву и группе авиастроителей звания Героя Социалистического Труда. В 1953 г. П. В. Дементьев был назначен министром авиационной промышленности СССР и до последних дней жизни, около 25 лет, возглавлял эту отрасль. С именем Дементьева связаны многие достижения нашей авиации, например, осуществление перехода на реактивные и сверхзвуковые самолеты, создание первоклассного гражданского воздушного флота.

    Петр Васильевич был награжден девятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Суворова I степени, Кутузова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Ему присвоено воинское звание генерал-полковника-инженера. В 1953 г. он получил Государственную премию СССР.

    Дементьев прожил яркую жизнь, а его работа была очень важна для экономики и обороны нашей страны. Уроженец Татарстана, Петр Васильевич пристально следил за работой казанских авиапредприятий. Своими знаниями, энергией и настойчивостью он обеспечивал их стабильную работу, выполнение установленных заданий, их развитие и технический прогресс, а также помогал в решении жилищных, социально бытовых и культурных нужд коллективов авиастроителей. Этот человек поражал всех многосторонностью интересов, широким техническим кругозором, умением быстро и глубоко вникать в суть любого вопроса, создавать атмосферу требовательной доброжелательности в коллективе.

    ^ Бутома Борис Евстафьевич

    Выдающийся советский государственный деятель СССР,

    министр судостроительной промышленности СССР,

    Герой Социалистического Труда

    Родился 28 апреля (11 мая) 1907 года в Махачкале ныне столице Республики Дагестан в семье мещан.

    Трудовую деятельность начал в
    1920 году слесарем по металлу на судостроительном заводе в городе Севастополе (Украина), где проработал до
    1932 года. В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «инженер-судомеха-ник».

    В 1936–1944 годах занимал на судостроительном заводе в городе Владивостоке («Дальзавод») должности мастера, сдаточного механика, строителя кораблей, ответственного сдатчика эскадренного миноносца проекта № 7, начальника отдела завода и заместителя главного инженера завода. Принимал активное участие в разработке ряда уникальных проектов судов ледокольного плавания для Северного морского пути.
    В 1942 году был включен в состав экспедиции по проводке построенных на Дальнем Востоке судов на Север и Балтику.
    В 1944–1948 годах – главный инженер, затем директор судостроительного завода в городе Зеленодольске ныне Республики Татарстан.

    В июле 1948–сентябре 1949 года – начальник 3-го Главного управления, затем до марта 1952 года – начальник 9-го Главного управления, в 1952–1953 и 1954–1957 годах – заместитель министра судостроительной промышленности СССР.

    16 марта 1953 года Верховный Совет СССР свои постановлением на базе четырех министерств, включая Министерство судостроительной промышленности, создал единое Министерство транспортного и тяжелого машиностроения СССР. В марте 1953–апреле 1954 года Б. Е. Бутома был начальником 4-го Главного управления Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР, членом коллегии министерства.

    26 апреля 1954 года Министерство транспортного и тяжелого машиностроения СССР было расформировано и вновь было создано Министерство судостроительной промышленности СССР.

    С декабря 1957 по март 1963 года – председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по судостроению – министр СССР.

    У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года (с грифом: «Не подлежит опубликованию») за выдающиеся достижения и внесенный большой вклад в дело выполнения заданий правительства по созданию специальной техники Бутоме Борису Евстафьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

    С марта 1963 по октябрь 1965 года – председатель Государственного комитета по судостроению СССР – министр СССР. С октября 1965 года министр судостроительной промышленности СССР. В этой должности он работал до последнего дня своей жизни.

    С именем Б. Е. Бутомы связана целая эпоха отечественного военного кораблестроения, подобной которой в истории советского Военно-Морского Флота не было. В это время завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, представители которых, задуманные и построенные в «эпоху Бутомы», находятся и сегодня во флотском строю. Именно в то время флот Страны Советов стал океанским.

    Депутат Верховного Совета СССР 6–8-го созывов.

    Жил в городе-герое Москве. Скончался 11 июля 1976 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 6).

    Награжден 5 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

    Лауреат Ленинской премии (1974), Сталинской премии (1949).

    Решением Севастопольского городского Совета площади на Корабельной стороне у Морского завода присвоено имя
    Б. Е. Бутомы. Его имя также присвоено Керченскому судостроительному заводу «Залив», улице в городе Николаеве, гражданскому нефтерудовозу и судну вспомогательного флота ВМФ СССР – танкеру Краснознаменного Тихоокеанского флота. На территории «Дальзавода» во Владивостоке 5 мая
    1982 года Б. Е. Бутоме установлен памятник (скульптор
    В. Я. Степанов). В городе Северодвинске Архангельской области по решению горисполкома от 11 января 1978 года его именем назван проспект на острове Ягры, а 26 октября
    1996 года на доме № 14 этого проспекта установлена мемориальная доска.

    Перед тем как в 1980–1991 годах стать заместителем министра машиностроения, оборонной промышленности СССР, Николай Пузырев 14 лет проработал на Заводе имени Якова Свердлова в городе Дзержинске Горьковской (ныне Нижегородской) области. Роль этого завода в обеспечении обороноспособности страны была и остается высокой. Достаточно сказать, что предприятие во время Великой Отечественной войны производило 25 процентов всех боеприпасов, поставлявшихся в Красную армию. Здесь Пузырев прошел путь от мастера-технолога до заместителя главного инженера, так что об этих изделиях знает практически все.

    – Какова роль боеприпасов в решении военных задач?

    – Не будет преувеличением сказать, что все виды вооружений – пушки, танки, самолеты, корабли без боеприпасов остаются всего лишь красивыми мишенями для противника. Ведь цель поражает боеприпас, а остальное вооружение лишь средство его доставки. Ни в коем случае не принижаю роль вооружений, но даже сверхсовременные образцы могут выполнить поставленную задачу только с использованием средств поражения. Моя философия следующая: вооружение и боеприпас – это единое целое и отсутствие или недостаток одного сводит на нет значение другого.

    “ Ни один частник никогда не сравнится с государственным руководителем, ведь он мотивирован лишь собственным интересом и выгодой ”

    О неоценимой роли боеприпасов говорит весь ход Великой Отечественной войны. В 1941-м РККА имела все необходимое оружие, а боеприпасов не хватало – склады в первые дни войны разбомбили немцы, 40 процентов заводов попали в зону оккупации. Нам нечем было стрелять – ни патронов, ни снарядов. Например, на пушку полагалось всего три снаряда в день. Так мы начинали войну.

    Каждый боеприпасный завод производил продукцию чуть не до самого прихода немцев, и только за три дня до ожидаемой оккупации оборудование полностью демонтировали, грузили в эшелоны и вместе с рабочими и их семьями отправляли на Урал или дальше. Все, что не могли погрузить и вывезти, взрывали на месте. И не было случая, чтобы немцы смогли использовать наши заводы по прямому назначению. Им доставались пустые производственные корпуса или вообще руины.

    А вот в первой половине 1943-го отрасль уже обеспечивала армию необходимым количеством боеприпасов. Именно с этого момента начинается перелом в войне, а затем и путь к Победе. Кстати, чтобы понять роль боеприпасов, надо знать, что во время войны на их изготовление шло 50 процентов металла. К 1944–1945 годам мы не только полностью удовлетворили потребности действующей армии, но и смогли создать запасы на складах Дальнего Востока и Забайкалья для быстрого разгрома Японии.

    – Как выглядела промышленность на пике советской власти?

    – Этот период был самым значимым в развитии отрасли. Напряженная обстановка, вероятность военного конфликта вынуждали государственное руководство уделять ей особое внимание. А после войны оно внимательно изучило опыт боевых действий и, понимая всю значимость отрасли, приняло решение о ее модернизации. На базе заводов начали создаваться научно-исследовательские институты (НИИ). Их появилось 15, а до войны было лишь пять. Одновременно построили четыре полигона для проведения испытаний практически всех видов боеприпасов и вооружений. Полигоны сохранились и сегодня. Также советское правительство основало четыре проектных института, где велись работы в интересах НИИ и предприятий. Для проведения фундаментальных исследований в области высокоэнергетических материалов, физики взрыва, процессов горения порохов и твердых ракетных топлив привлекались институты Академии наук СССР. Сейчас эти институты практически не работают на «оборонку».

    В результате целенаправленной политики партии и правительства уровень военной техники быстро вырос. Так, за послевоенный период до 1985 года нам удалось три-четыре раза обновить весь боекомплект армии и флота. Мы создали такой военный потенциал, что армии остального мира оказались в роли догоняющих. В это время у руля оборонного комплекса стоял Дмитрий Федорович Устинов.

    К 90-м годам наша отрасль достигла впечатляющих результатов. Были созданы и освоены высокомеханизированные и автоматизированные линии по производству корпусов всех видов боеприпасов, взрывных устройств, снаряжения и сборки изделий. В особо опасных химических производствах, то есть взрывчатых веществ, пороха, твердого ракетного топлива, пиротехнических составов, появились цехи-автоматы с дистанционным управлением, технологическим процессом и полным выводом людей из опасных зон. У нас в НИИ Дзержинска для разработки и изготовления систем автоматического управления (АСУ) выделили отдел автоматизации и построили опытный завод по изготовлению АСУ.

    Конечно, поиск модели управления отраслью шел непросто. После 1946 года предприятия много раз меняли ведомственную принадлежность по такой цепочке: Министерство сельскохозяйственного машиностроения – Министерство оборонной промышленности – вновь созданное Министерство общего машиностроения – Миноборонпром – совнархозы – снова Миноборонпром. В ноябре 1967-го возник специальный правительственный орган по производству боеприпасов – Министерство машиностроения СССР. Совет министров его созданием подчеркивал исключительную важность работ в области боеприпасов на современной научной основе.

    Руководителем нового ведомства назначили Вячеслава Васильевича Бахирева. Он выпускник МГУ 1941 года, прошел путь от инженера-конструктора до директора Ковровского завода № 2 имени В. А. Дегтярева, а в 1965–1967-м работал первым заместителем министра оборонной промышленности СССР. Это благодаря его таланту, высокой ответственности за порученное дело и пониманию государственной важности боеприпасов для обороноспособности страны наша отрасль была признана одной из важнейших, определяющих могущество Родины.

    Что касается меня, то я шесть лет был директором крупного завода в Чапаевске по производству взрывчатых веществ и снаряжению боеприпасов. Потом меня назначили начальником главного управления Министерства машиностроения по производству взрывчатых веществ, снаряжению и сборке боеприпасов. В этом качестве курировал 18 заводов и три НИИ. А когда стал заместителем министра, в моем ведении оказалось уже 30 заводов и пять НИИ.

    – Сейчас нередко утверждают, что частный владелец эффективнее государственного директора. Вы согласны с этим утверждением?

    – Ни один частник никогда не сравнится с государственным руководителем, ведь он мотивирован лишь собственным интересом и выгодой. А перед нами государство ставило задачу, которую мы просто не имели права не решить. На нас лежал огромный груз ответственности перед страной. Тем более в такой важной отрасли, как боеприпасная, от которой зависит обороноспособность государства. Ни один руководитель, будь он хоть семи пядей во лбу, не смог бы в одиночку решить огромные задачи. Но тогда действовала мощнейшая советская партийно-государственная система, все вопросы решались комплексно. Как директор завода я опирался на государственные и партийные органы. Все работало, как часы, четко и слаженно.

    К тому же директор советского предприятия должен был отвечать за социальные вопросы ничуть не в меньшей, а даже в большей степени, нежели за производство. Мы переселяли людей в добротные дома из бараков, построенных во время войны при эвакуации оборонных заводов с запада на восток и строительстве новых оборонных предприятий, обеспечивали детскими садами. В 70-х годах проблема детсадов была полностью решена. За счет строительства новых школ сделали односменную учебу. Практически при всех заводах появились пионерские лагеря, санатории-профилактории, спортивные залы и стадионы. Вся социалка лежала на руководителе. Таким образом, объем обязанностей советского директора был неизмеримо больше, чем любого нынешнего топ-менеджера, и мы справлялись.

    – Бытует мнение, что военно-промышленный комплекс лежал разорительным бременем на экономике страны. А вы как считаете?

    – Не все знают, что предприятия ВПК занимались выпуском гражданской продукции в огромных объемах. Существовало железное правило – на один рубль зарплаты предприятием должно производиться товаров народного потребления (ТНП) как минимум на один рубль. То есть зарплата тружеников комплекса полностью покрывалась за счет гражданского производства. В нашей отрасли работали почти миллион человек. На один рубль зарплаты мы производили 1,6 рубля ТНП. С учетом того, что зарплата в ВПК была выше, чем в среднем по стране, можете себе представить, в каких огромных объемах мы создавали гражданскую продукцию, причем самого высокого, зачастую мирового класса.

    – Как вы относитесь ко все увеличивающимся закупкам военной техники за рубежом?

    – Другое железное правило советских оружейников гласило: запрещается закупать у иностранцев боеприпасы и оборудование для промышленности. На каждом заводе имелся цех нестандартного оборудования, в котором трудились около 500 человек. Там проектировали и создавали все необходимое технологическое оборудование. Считаю это мудрейшим решением. Ведь импорт технологий для оборонной промышленности ведет к зависимости, чреватой опасными последствиями. Российская продукция по калибрам не стыкуется с натовской, а значит, нам придется закупать все вооружение у наших заклятых друзей, которые в случае конфликта не замедлят прекратить поставки. К тому же экспорт может существенно увеличить доходную часть бюджета страны. Сегодня Россия поставляет много боеприпасов за рубеж. Порядка 50 стран мира закупают наши изделия, в частности арабские страны, Индия, Вьетнам, Корея и другие.

    – Каково состояние отрасли сегодня?

    – Критическое. Из 150 боеприпасных предприятий казенными остались только 19 заводов и один институт (Казанский), которые ныне входят в состав Минпромторга России. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) и наука переданы в Ростех. Это значит, что они будут акционированы, то есть могут попасть в частные руки, стать предметом купли-продажи или даже спекуляций. То есть произойдет практически ликвидация комплекса и уничтожение науки.

    Часть предприятий, особенно «механики» (те, что производят корпуса снарядов, бомб), перешла в юридический статус ООО. Приведу один пример. После приватизации Высокогорского механического завода, где производились корпуса многих видов снарядов, образовалось 40 обществ с ограниченной ответственностью, которые теперь сдают производственные площади в аренду под складские помещения, а сами ничего не производят.

    В итоге таких псевдопреобразований появился дефицит мощностей по производству корпусов боеприпасов. Осталось всего два казенных завода по выпуску взрывчатых веществ. Если в 1988–1989 годах мы производили два миллиона тонн взрывчатых веществ для гражданских отраслей промышленности, например горнорудной, то сегодня объем составляет лишь 230 тысяч тонн.

    Мощь любой армии определяется не только новейшей боевой техникой, но и способностью производить современные боеприпасы. Руководство РФ должно быть озабочено не облачением нашей армии в новую форму, сшитую по эскизам известных модельеров, а состоянием оборонной отрасли, иначе армия пригодна лишь для парадов. В 1905 году мы проиграли Японии из-за отсутствия боеприпасов, в 1941-м в немалой степени по той же причине Гитлер подошел к Москве. К сожалению, история ничему не учит.

    Опыт развития страны со времен Петра I показывает, что боеприпасные заводы должны быть только казенными, ибо госзаказы очень чутко реагируют на международную обстановку. Частный владелец не сможет сохранять мощности без значительных затрат, у него всегда проблемы кредитов, процентов, нормы прибыли, рынков сбыта и прочих вещей, далеких от оборонных задач. Кроме того, в силу сокращения госзаказа на военные изделия в мирное время правительство должно позаботиться о размещении на оборонных предприятиях производств гражданских видов продукции, оградить от возможного импорта, оказывать финансовую поддержку в их создании и совершенствовании.

    Считаю, что в мирное время объем госзаказа на основную продукцию должен составлять не более 30–40 процентов, а остальную часть объема производства заполнять мирной продукцией. Мы, ветераны боеприпасной промышленности, в меру своих сил боремся за сохранение ее традиций. В этом смысл деятельности Региональной общественной организации ветеранов войны и труда отрасли боеприпасов.

    – Какими вам видятся пути выхода из кризиса и возрождения ОПК?

    – Необходимо объединить под одно крыло предприятия ОПК, ныне разнесенные по множеству ведомств, концернов, холдингов, ассоциаций без четко обозначенных и однозначных полномочий, а следовательно, и ответственности. Настала пора создать единый государственный орган руководства оборонными предприятиями. Им могло бы стать возрожденное Министерство оборонной промышленности (МОП), которое бы курировало два основных направления – разработку, освоение и производство, во-первых, обычных вооружений, во-вторых, всех видов боеприпасов, взрывчатых веществ, средств инициирования, пиротехники, порохов, твердого ракетного топлива.

    В обязанности МОПа должны также входить проведение НИОКР по заданию Минобороны РФ, строительство производственных мощностей, организация производства и выполнение госзаказов военного ведомства и других силовых структур, возложить на него всю полноту ответственности за свои действия.

    Что касается боеприпасной отрасли, то ее основой необходимо сделать федеральные казенные предприятия (ФКП), ныне входящие в Минпромторг. Другой частью фундамента МОПа должны быть ФГУП, отданные нынче Ростеху. Требуется также привлечь к участию в производстве боеприпасов предприятия, находящиеся в коммерческих структурах, всех этих бесконечных ОАО, ООО, ЗАО и т. д. Их основным назначением сделать создание и сохранение за счет бюджетных ассигнований мобилизационных мощностей для запуска в угрожаемый период.

    Следующая задача – возвращение научно-исследовательских, научно-производственных и опытно-конструкторских организаций в подчинение Министерству оборонной промышленности, возобновление финансирования фундаментальных научных исследований по тематике ОПК в институтах Академии наук, вузах и других научно-образовательных учреждениях. Необходимо помнить, что без возрождения прикладной и фундаментальной науки невозможны по-настоящему прорывные решения.

    Искоренить порочную практику назначения руководителями заводов и НИИ специалистов по финансовым потокам и других некомпетентных людей. Конечно, особое внимание уделить кадрам. Сегодня в результате почти 20-летнего перерыва в притоке молодежи ощущается острая нехватка специалистов. В этой связи для стабильного обеспечения высококвалифицированными инженерными и научными кадрами отрасли боеприпасов и спецхимии следует восстановить в полном объеме подготовку в таких вузах, как Санкт-Петербургский технологический институт, Балтийский государственный технический университет («Военмех») им. Устинова, Российский химико-технологический университет им. Менделеева, МГТУ им. Баумана, Московский государственный университет экологии, Казанский национальный исследовательский университет, Самарский государственный технологический университет, Томский и Красноярский политехнические институты и другие.

    Обучение осуществлять за счет бюджетных средств. По окончании вуза выпускник должен направляться на работу на промышленные предприятия, в научно-производственные объединения, НИИ, ОКБ и другие структуры ОПК на срок три – пять лет. Для подготовки специалистов со среднетехническим образованием и профессиональных рабочих восстановить работу техникумов и ПТУ.

    Сейчас, как никогда, актуален лозунг «Кадры решают все». Потеря и невосполнение высококвалифицированного персонала означают утрату бесценного практического опыта, накопленного десятилетиями, поскольку он сохраняется не в книгах или на жестком диске компьютера, а в человеческой памяти.

    Наградная фалеристика :

    2. Министерство легкой промышленности СССР. Образовано в первый раз из одноименного наркомата 15 марта 1946 года. 28 декабра в Министерство вошли предприятия ликвидированного министерства текстильной промышленности СССР. Объединино 15 марта 1953 года с Министерством пищевой промышленности СССР , Министерством мясной и молочной промышленности СССР , Министерством рыбной промышленности СССР в одно Министерство легкой и пищевой промышленности СССР.

    Наградная фалеристика :

    3. На базе предприятий и организаций легкой промышленности Министерства легкой и пищевой промышленности СССР 24 сентября 1953 года было образовано Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР.

    4. Министерство легкой промышленности СССР, образовано во второй раз 14 октября 1955 года при разделении Министерства промышленных товаров широкого потребления СССР. 31 мая 1956 года в министерство вошли предприятия и организации ликвидированного Министерства текстильной промышленности СССР. 10 мая 1957 года упразднено. На базе Министерства легкой промышленности СССР сформировани Государственный комитет по по легкой промышленности при Госплане СССР.

    5. Министерство легкой промышленности СССР, образовано в третий раз 2 октября 1965 года, упразднено 27 июня 1989 года, на его базе 6 июня 1990 года, по решению Совета министров СССР, создана Государственная Ассоциация легкой промышленности "Рослегпром".

    Наградная фалеристика :

    6. Народный комиссариат тесктильной промышленности СССР, образован 2-го января 1939 года выделением из Наркомата легкой промышленности.15 марта 1946 года преобразован в одноименное министерство.

    Наградная фалеристика :

    • Почетному текстильщику

    7. Министерство текстильной промышленности, образовано 15 марта 1946 года из одноименного наркомата. 28 декабря 1948 года объединено с министерством легкой промышленности и ликвидировано.

    7.1. Министерство текстильной промышленности, во второй раз образовано при разделении министерства промышленных товаров широкого потребления СССР. 31 мая 1956 года объединено с министерством легкой промышленности и ликвидировано.

    Наградная фалеристика :

    • Отличнику социалистического соревнования текстильной промышленности

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное