Домой Кейсы Коды профессий специальностей и направлений подготовки нпо. Обновление перечня профессий спо

Коды профессий специальностей и направлений подготовки нпо. Обновление перечня профессий спо

Внедрение инновационных технологий, изменение соотношения между потребностями производств и программами по подготовке специалистов в системе СПО, а также глобализация и ряд других факторов требуют пересмотра и более углубленного изучения перечня существующих профессий.

На протяжении последних нескольких лет российские образовательные программы не успевали обновляться с такой же скоростью, с которой менялись потребности рынка труда: некоторые профессии просто утратили свою актуальность, на другие не было достаточного спроса со стороны абитуриентов (согласно статистическим данным, порядка 100 профессий и специальностей СПО уже не первый год демонстрируют практически нулевой показатель приема студентов). В результате такого положения вещей многие выпускники СПО остаются невостребованными и не могут трудоустроиться, а предприятия теряют прибыль из-за недостатка квалифицированных кадров.

Растущее несоответствие специальностей СПО с нынешними условиями остро поставило вопрос о пересмотре и обновления их перечня. О том, какие изменения планируется внести и каким образом они улучшат ситуацию, мы постараемся рассказать более подробно в данной статье.

Изменения, продиктованные временем

До сих пор запросы рынка труда существовали отдельно от системы профессионального образования. Во многом именно это стало причиной отсутствия востребованности молодых специалистов по целому ряду «умирающих» профессий и дефицита квалифицированных кадров по профессиям будущего .

Исключение невостребованных устаревших профессий, изменение некоторых наименований с одновременным расширением уровня квалификации специалистов и появление новых специальностей - все это вынужденная необходимость, продиктованная требованием времени.

Рассмотрим для наглядности некоторые примеры:

  • Ручной труд пекаря ушел в прошлое, и на хлебозаводах тяжелую работу выполняет сложная техника с программным управлением, которую обслуживают операторы, техники, программисты.
  • В жилищно-коммунальной сфере возникла необходимость заменить узких специалистов - слесарей, электриков, плотников, стекольщиков - мастерами-универсалами, сократив неоправданно «раздутый» штат и расходы на его содержание.


Нельзя также забывать о том, что сегодня достижения науки внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека. В том числе в область атомной энергетики, машиностроения, других ведущих сфер экономики, обслуживание которых невозможно без специально подготовленных рабочих кадров. В связи с этим, перечень профессий СПО необходимо дополнить новыми профессиями.

Работа по усовершенствованию перечня профессий идет уже второй год и сейчас находится в самом разгаре. Черновой вариант был вынесен на обсуждение под патронажем Национального агентства развития квалификаций 5 апреля нынешнего года, а следующий, но не последний этап согласований пройдет июле 2019 года. К 1 сентября 2020 года планируется не только завершение согласования с Министерством образования и обновление всех учебных программ для СПО , но и начало подготовки специалистов по новым программам.

Чтобы подстроить систему СПО под условия современного рынка труда, колледжам и техникумам, в рамках осуществления государственной политики, предоставлена возможность изменения учебной программы на 30%. Вместе с тем, как подчеркивает Алексей Овчинников, начальник Центра развития СПО при Московском политехническом университете, у работодателя и системы образования - разные цели. Если задача колледжа заключается в качественной подготовке учащихся к будущей самостоятельной жизни в более широком диапазоне, чем требует рынок труда, то работодатель заинтересован, прежде всего, в том, чтобы получить только лишь квалифицированного специалиста.

В сложившейся ситуации, которая связана преимущественно с быстроменяющимся рынком труда, решение об исключении устаревших и невостребованных профессий из перечня специальностей можно считать аргументированным. Но вопрос о том, не повлияет ли объединение некоторых профессий без увеличения сроков обучения на качество подготовки, остается открытым.

Перечень профессий - перспективный план развития российской экономики?

Приведение списка профессий в соответствие с реальной номенклатурой программ подготовки и параллельной перестройкой системы СПО в целом наводят на мысли о важности перемен, которые на годы определят изменения в экономике государства.

Отметим, что до начала работы над Проектом нового перечня профессий и специальностей СПО вопросам их соответствия длительное время не уделялось должного внимания. В результате система образования средне-профессионального образования выпускала заведомо невостребованных специалистов.

При этом работодатели испытывали (и продолжают испытывать) острый дефицит кадров по нужным направлениям. А последствия непродуманной системы стали причиной проблем, связанных не только с трудоустройством молодежи, но и с дополнительной социальной нагрузкой на бюджет, а также с замедленным темпом развития наиболее значимых отраслей экономики.

Новый перечень практически полностью отражает динамику экономических изменений. Несмотря на то, что список профессий сократится в целом по всем отраслям на 25%, у системы образования останется много работы, поскольку предстоит серьезный пересмотр специальностей и учебных программ.


Какие востребованные специальности останутся в перечне?

Сегодняшних выпускников колледжей и техникумов , в первую очередь, конечно же, интересует вопрос, куда пойти учиться, чтобы после окончания учебного заведения как минимум не оказаться на бирже безработных, а как максимум найти применение полученному диплому.

Специалисты назвали ряд приоритетных направлений подготовки, которые, по их мнению, позволят выпускникам ССУЗов не только реализоваться в профессиональной сфере, но и заработать на хлеб с маслом. Среди этих направлений подготовки особого внимания заслуживают такие специальности, как:

  • Медсестра;
  • Педагог;
  • Продавец-кассир;
  • Повар;
  • Специалист по закупкам;
  • Социальный работник;
  • Юрист.

В Министерстве труда особо подчеркивают, что для перечисленных профессий, которые не исчезнут в обозримом будущем, важно, чтобы специалист был универсалом, (то есть, обладал знаниями и умениями сразу в нескольких направлениях).

Тем, кто не нашел в приведенном выше списке направлений подготовки , профессии, соответствующей призванию, следует обратить внимание на тот факт, что в других отраслевых направлениях наименования специальностей либо исчезли, как анахронизмы, либо получили новые названия в связи с расширением уровня подготовки.

В частности, по прогнозам специалистов в ближайшем будущем новые профессии появятся в сферах:

  • Информатики и вычислительной техники;
  • Нефтегазовой отрасли;
  • Социологии;
  • Строительства.

При этом большие сокращения ожидаются по таким направлениям, как:

  • Технологии легкой промышленности;
  • Туризм и сервис;
  • Химические технологии.

Менее заметными будут сокращения в группе специальностей «Информационные технологии». Например, исчезнет специальность «оператор ЭВМ» - она будет переименована и объединена с другими квалификациями в области информационных технологий. Та же участь постигнет и профессию "машинист локомотива" - ожидается, что она исчезнет уже к 2025 году.

Глобальные "перестановки" в списке актуальных профессий свидетельствуют о том, что нынешним абитуриентам необходимо внимательно следить за обновлением перечня специальностей, чтобы правильно сориентироваться в выборе своего будущего.

Квалификацию медицинской сестры получают лица, освоившие федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС) базовой подготовки (срок освоения 2 года 10 мес.) по специальности "Сестринское дело", и также лица, освоившие ФГОС по этой специальности углубленной подготовки (срок освоения 3 года 10 мес.).


1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199
"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), приказываю:

2. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, применяют Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 2009 г., регистрационный N 15083), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1242 "О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2010 г., регистрационный N 19434), от 21 февраля 2012 г. N 124 "О внесении изменения в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2012 г., регистрационный N 23562), Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный N 15123), с изменениями внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1243 "О внесении изменений в Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19646), от 26 октября 2011 г. N 2524 "О внесении изменений в Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1243" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 декабря 2011 г., регистрационный N 22481) (далее - перечни), до завершения обучения лиц, ранее принятых на обучение по профессиям и специальностям, указанным в перечнях.

Д.В. Ливанов

Регистрационный N 30861

21. 06. 2018 · Комментарии: 2 ·

Чем отличается профессия от специальности?

Если вы не до конца понимаете разницу между профессиями и специальностями среднего профессионального образования, то вы попали на нужную страницу. Расскажем простыми словами.

Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:

  1. Начальное профессиональное образование (училища и профессиональные лицеи)
  2. Среднее профессиональное образование (техникумы и колледжи)
  3. Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии)

Все было просто и понятно. Выбираешь желаемый уровень образования и подаешь документы в соответствующее учебное заведение.

Вступивший в силу в 2013 году закон Федеральный закон «Об образовании» исключил такой уровень как начальное профессиональное образование. Уровня НПО не стало. Училища были преобразованы в техникумы.

Возникла путаница. Обращаясь в техникум или колледж люди не всегда понимают, образование какого уровня им предлагают там получить.

Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:

  1. Квалифицированный рабочий. Студент, обучающийся на этом уровне, получает профессию . Это как раз тот уровень образования, которое ранее давали в училищах. Рабочее профессия и ничего более. Занимать даже незначительные руководящие должности с таким образованием не получится.
  2. Специалист среднего звена. Закончив техникум или колледж, такой студент получит специальность . Этот тот уровень образования, которое раньше называли средне-специальным или техникумовским.

Когда вы подаете документы в колледж или техникум и при этом сомневаетесь того ли уровня образования вам предлагают программу обучения, просто спросите:

А это профессия или специальность?

Если получите ответ, что это профессия, значит это уровень училища. Если это специальность, то это более высокий уровень образования, что предпочтительнее.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях.

Новый учебный год в профессиональных образовательных учреждениях педагоги и студенты встретят обновлённым перечнем специальностей СПО по ФГОС. Пора ли готовить документацию, и с какой стороны подойти к исполнению всех требований?

О переходе на новые ФГОС и актуализации перечня специальностей СПО говорят последние несколько лет. Вопросы, связанные со сложностями перехода, обсуждаются на Всероссийских конференциях, о несовершенстве программ и взглядах на грядущие перемены пишутся научные доклады. Прорабатываются и разбираются «по косточкам» концепции внедрения новых стандартов.

Однако из-за нехватки понятной, доступной информации, а также готовых инструментов для быстрого перехода на новые стандарты, количество вопросов не уменьшается. А образовательных учреждений, которые справляются с поставленной задачей и ведут подготовку к переходу на новые стандарты не так много.

Между тем актуализированные ФГОС уже вступили в силу, и с сентября 2019 года обучение в системе СПО начнётся в соответствии с ними. Набор же по всем старым ФГОС закрывается.

С чем связано обновление перечня специализаций СПО?

Проблема, прежде всего, заключается в нехватке квалифицированных кадров на рынке труда. А также в самой системе подготовки кадров, квалификация которых часто не соответствует требованиям работодателей.

Мало того, что наша система образования не успевает адаптироваться к ним, так ещё и кадры показывают некомпетентность и отсутствие практических навыков. Поэтому добавляется ещё одна проблема — работодатель скептически относится к документу об образовании выпускника, желая видеть подтверждение его квалификации и рабочих навыков в виде опыта, рекомендаций.

Рынок труда нуждается в новых и трансформированных профессиях, актуальности которых требует стремительное развитие технологий. Нельзя топтаться на одном месте, а стараться соответствовать уровню развития, создавая новую перспективу профессии.

Хороший пример на эту тему привёл Владимир Блинов , руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. В 2017 году на чемпионате WorldSkills в Абу-Даби сборная команда Белоруссии проиграла по компетенции «Сантехника и отопление». Не помогли ни устойчивые традиции, ни опыт.

Современный сантехник без компьютера и умений проектирования уже не конкурентоспособен. Через несколько лет ему потребуются ещё и навыки в сфере аддитивных технологий.

Из статьи В. И. Блинова "К вопросу о методологии стандартизации и классификации профессий и специальностей среднего специального образования", 2017.

Перечень специальностей СПО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 N 1199, включая последующие редакции, нуждался в усовершенствовании. Какие недостатки выявлены:

  • уровень квалификаций некоторых специальностей не соответствует уровню квалификаций, утверждённых приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
  • несоответствие профессиональных стандартов, указанных в Реестре Минтруда РФ, по отношению к некоторым профессиям и специальностям СПО;
  • отсутствие связи программ СПО и ВО;
  • снижение спроса или полное его отсутствие на обучение по определённым специальностям в течение нескольких последних лет;
  • отсутствие единой системы классификации профессиональных образовательных программ приводит к тому, что студенту после обучения в колледже для получения необходимой квалификации и практических навыков необходимо дополнительное профессиональное образование.

Важность обновления и расширения перечня специальностей СПО

Стремление выйти на новую модель цифровой экономики ведёт к разработке стратегии, главная цель которой — обеспечить рынок труда квалифицированными специалистами с высоким уровнем ключевых компетенций. Для этого надо вывести систему СПО на новый уровень подготовки кадров.

Федеральный проект «Молодые профессионалы» в составе Национального проекта «Образование» представил перечень основных показателей, которые способствуют этой цели:

  1. Создание центров опережающей профессиональной подготовки во всех субъектах РФ.
  2. Введение и распространение демонстрационного экзамена в системе СПО.
  3. Внедрение в систему СПО методологии наставничества с привлечением специалистов-практиков.
  4. Обновление перечня профессий и специальностей СПО.

При этом перечень становится основой для разработки ФГОС СПО. А вот цель обновления перечня специальностей, по экспертному мнению Владимира Блинова — их функциональная и содержательная гармонизация с системой классификации квалификаций, действующей в сфере труда.

Сферы образования и труда должны находиться в тесном партнёрстве для оперативного определения потребностей специалистов и уровня квалификации кадров.

Презентация «Трансформация рынка труда. Актуализация перечня профессий. Профессионально-общественная аккредитация». Национальное агентство развития квалификаций. Автор А. А. Факторович.

Как проходит процесс обновления перечня специальностей СПО

С 2018 года вопросами в системе СПО занимается Министерство просвещения РФ. Утверждение и формирование перечня профессий и специальностей с указанием квалификаций происходит на основе федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ.

Это длительная, сложная работа, требующая:

  • глобального анализа утверждённых позиций;
  • отслеживания динамики спроса со стороны и работодателя, и обучающегося;
  • сопоставления потребностей рынка труда и актуальных, новых специальностей;
  • пересмотра утверждённых стандартов и введение новых;
  • внесения изменений и в действующий Закон об образовании в РФ, и ряд нормативных актов Минобрнауки;
  • получение новых лицензий на образовательную деятельность в СПО;
  • повышения квалификации руководителей, педагогов СПО.

Какие инструменты использовались при разработке нового перечня профессий и специальностей СПО 2018:

  1. Исключение невостребованных или устаревших профессий и специальностей.
  2. Введение новых.
  3. Объединение узконаправленных профессий и специальностей.
  4. Перенос позиций в другие укрупнённые группы.
  5. Изменение названий профессий и специальностей на актуальные.
  6. Введение новой кодификации.

Также при формировании нового перечня специальностей СПО учитываются классификаторы сферы труда, реестры профессиональных стандартов, классификации и лучшие технологии.

Елена Царькова , кандидат педагогических наук, заместитель начальника Центра развития профессионального образования ГБОУ ВО Московский Политех в своей статье «Актуализация перечней профессий и специальностей СПО: основные детерминанты и возможности» упомянула, что итоговый вариант актуализированных перечней ФГОС СПО появится в течение 2019 года.

Актуализация перечня специальностей СПО по новым ФГОС входит в комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015—2020 годы, согласно распоряжению Правительства РФ от 3 марта 2015 года N 349-р.

Эта масштабная программа включает ряд мероприятий, среди которых:

  1. Актуализация ТОП-50 самых перспективных профессий и специальностей с учётом требований рынка труда с переходом к этой модели обучения 50 % профессиональных образовательных учреждений к 2019—2020 годам.
  2. Внедрение дуальной модели обучения.
  3. Введение демонстрационного экзамена в качестве итоговой аттестации.
  4. Проведение конкурсов, олимпиад, участие в чемпионатах профессионального мастерства, в том числе «Ворлдскиллс Россия», «Лучший по профессии».

Для перехода на новую модель системы СПО, внедрения утверждённых требований и выбора лучшей концепции для развития вашего образовательного учреждения придётся разобраться во всех этих вопросах и продумать детальный план. Кроме того, вместе с обновлением перечня изменится рабочая документация профессиональных образовательных организаций.

Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Щёлкните на название мероприятия, чтобы принять участие.

Новое на сайте

>

Самое популярное